О Мастерской

История

Мастерская экспериментального учебного проектирования была создана по решению Ученого совета МАРХИ в 1989 году. Идея создания Мастерской принадлежит профессору В.Р. Ранневу, также как и ее методическая и содержательная программа. 

Разработанная им программа мастерской включала в себя следующие предложения: переход от функциональной типологии учебных проектов к пространственным «архетипам», объединение архитектурного и художественного циклов обучения, введение самостоятельных проектов.

Эту программу можно определить как проектирование «от дверной ручки до города». В содержательном плане она предполагает последовательное усложнение пространственной типологии и чередование «длинных» и  «коротких» проектов. В методическом плане она опирается на аналитический подход к проектированию, критический метод обучения и понимание проектирования как искусства решения проблем.

После кончины В.Р. Раннева в 2002 году и до настоящего времени Мастерской руководит проф. Е.В.Асс. Вторым преподавателем является доц. Н.В.Токарев, выпускник Мастерской 1994 г. Ассистент — К.Е. Асс, выпускник Мастерской 1998 г.

Основные принципы

Самостоятельность студентов. Способность без участия преподавателей сформулировать проблему проекта, предложить адекватное решение, разработать и презентовать его, а также аргументировано защитить проект в публичном обсуждении.


Аналитическое мышление. Всесторонний анализ исходных данных для проекта помогает сформулировать проблему, над которой предстоит работать, сопоставить имеющиеся данные и выделить наиболее важные, выяснить ограничения и, в конечном итоге, принять мотивированное решение.


Критический подход. Дискуссия и критика рассматриваются как важнейший инструмент обучения проектированию и самого проектирования. Для преподавателей критический подход означает отказ от рисования за студентов и умение точно формулировать критические суждения. Для студентов – это способность понимать и принимать критические оценки со стороны преподавателей и коллег. Кроме того это умение критически оценить исходные данные для проекта. Студенты должны уметь аргументировать свои решения, оценивать чужие проекты, находить общий язык с коллегами в командной работе.


Осмысление профессионального и культурного контекста. Полноценное обучение невозможно вне поля современной архитектурной и общекультурной проблематики. С самого начала обучения следует постоянно анализировать современные проекты и постройки, совместно обсуждать актуальные вопросы архитектурной теории и практики, проблемы современной культуры, философии, политики.

Методические приемы и процедуры

Анализ — обязательный этап каждого проекта


Анализ прототипов.  Для анализа прототипов студентам предлагается проанализировать объект, постройку или проект сходной пространственной типологии, сосредоточившись на проблеме, которую ставил перед собой автор и найденных путях решения. В результате перед началом работы над собственным проектом студенты видят спектр возможных подходов к задаче, обсуждение прототипов помогает ввести студентов в круг проблем предстоящего проекта.

Анализ участка.
Все «длинные проекты» выполняются на конкретных участках. Анализ участка охватывает градостроительную ситуацию, особенности окружающей застройки, морфологию самой территории. Анализ позволяет уяснить градостроительные проблемы, описать ограничения, обострить чувствительность к городскому контексту. Анализ выполняется всей группой. Материалы анализа используются на всем протяжении проекта и на защите.

Анализ программы. Позволяет еще до начала проектирования осмыслить проектную задачу, уяснить состав помещений, их количественное соотношение, функциональные и пространственные взаимосвязи.

 

Групповые обсуждения каждого проекта на этапе выдачи задания, защита концепции, защита проекта. Обсуждение, критика — важнейший инструмент обучения. Ключевыми моментами каждого проекта являются: введение в контекст обсуждаемой проблемы и ее постановка (вводная лекция, выдача задания), предложения по решению (концепция), обсуждение результата (защита проекта). Именно на этих этапах необходимо групповое обсуждение со студентами или с привлечением сторонних участников (жюри).

Публичная защита проекта. Защита проекта перед заказчиком, городскими властями, общественностью — неотъемлемая часть работы архитектора. Умение формулировать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, конструктивно обсуждать чужие проекты можно выработать только путем постоянной тренировки.

Независимое жюри каждого проекта, процедура обсуждения, критерии оценки. Очень важно для студентов (и для преподавателей) слышать непредвзятое мнение известных архитекторов-практиков о своих работах, постоянно участвовать в профессиональной дискуссии. Также продуктивно, особенно на «коротких», концептуальных проектах, участие в жюри специалистов других профессий: художников, критиков. Их присутствие расширяет взгляд на проблему, вводит архитектуру в более широкий культурный контекст. Принципиальным является регламент обсуждения и ясные критерии оценки проектов.


Рецензирование студентами работ своих коллег. Студентам необходимо учиться высказывать и аргументировать свое мнение. Для этого в регламент обсуждения введена процедура рецензирования — студенты по жребию должны по окончании презентации своего коллеги сформулировать рецензию на проект и изложить ее.

 

Обязательные групповые проекты. Архитектура — коллективное творчество и коллективная работа. Умение работать в команде подразумевает формулировку своей позиции, внимание к чужому мнению, способность развить чужую идею, толерантность и общее видение цели. Эти навыки можно развить на групповых проектах, особенно эффективна групповая работа на градостроительных проектах.

Формулировка задания — постановка и обсуждение проблемы. Вводная лекция. Каждый проект выполняется в соответствии с письменным заданием, содержащим формулировку проблемы, программу, методику работы, содержание и даты этапов, другие данные, необходимые студентам для выполнения проекта. В задании важно поставить проблемы, связанные с новым проектом, как чисто архитектурные (пространственные), так и социальные, культурные, философские.  Этой же задаче служит и вводная лекция преподавателя, которая вводит в контекст обсуждаемой темы, иллюстрирует сформулированные в задании проблемы, предлагает анализ сходных по тематике проектов.  

Концепция. Если клаузуру можно сравнить с эмбрионом будущего проекта, то концепция — это геном этого проекта. Задачей концепции является: а) формулировка проблемы проекта, б) предложение решения на любом начальном уровне, будь то название (лозунг), метафора, образ, материал, деталь, или структурная модель. Для многих проектов форма подачи концепции может вытекать из содержания проекта (например, рекламный плакат для гостиницы, флаер для кафе, почтовая открытка для градостроительного проекта, и др.)

Обязательное макетирование на каждом проекте. Макет, даже не проработанный — уже является пространственным, материальным объектом, то есть архитектурой. Макеты необходимо делать на всех этапах проектирования, с применением разных материалов, желательно соответствующих реальным материалам здания (металл, стекло, дерево) и в разных масштабах вплоть до макетов деталей в М 1:1. Это особенно важно сегодня, когда практически все проектирование ведется на компьютере, и студенты теряют навык ручной работы, непосредственный контакт с формой и материалом.

Непрерывный эксперимент. В течение последних лет методические и содержательные эксперименты продолжались
в нескольких направлениях:
новые пропедевтические подходы (например, работа в контексте изображения),
обновление тематики учебных проектов (такие темы, как, например, интеграция в ландшафт или трансформация объекта), 
освоение интернета в учебных целях. Нами создан сайт Мастерской, на котором размещаются все учебные задания, полезная информация, объявления, ссылки на сайты, книги. Там же располагается виртуальный метфонд Мастерской.

Содержание образования

Пространственная типология вместо функциональной.  Невозможно (да и не нужно) перебрать в учебных заданиях все функциональные типы зданий. Пространственная типология является более общей: к одному пространственному типу здания относятся разные функциональный программы (например, и спортивный зал, и кинотеатр, и склад, и церковь являются зданиями-контейнерами с одним большим внутренним пространством).  Конкретная функциональная программа может быть частным случаем пространственного типа со свойственными ему проблемами и приемами проектирования. Кроме того, пространственная типология  ближе к сути архитектуры, так как классифицирует здания исходя из их структурных особенностей, а не наполнения, которое может меняться с течением времени. 
 
Постепенное усложнение заданий по мере усложнения пространственной типологии, логика построения программы. Логика построения программы должна быть понятна студентам и преподавателям, кроме того, в каждом последующем задании студенты могут использовать опыт и знания, полученные на предыдущем.

Чередование коротких и длинных проектов: длинные — «реальные» задания с разработкой, короткие  с более абстрактными темами — на концепцию, выполняются самостоятельно. Сочетание «коротких» и «длинных» проектов преследует три цели:
1. Разнообразить учебный процесс путем смены форм деятельности от долгой и кропотливой работы, постепенного наращивания качества приближенного к реальности проекта, к быстрому и точному ответу на более абстрактный или провокационный вопрос;
2. Развитие острого концептуального мышления;
3. Развитие навыка самостоятельной работы по формулировке идеи, и ее адекватной презентации.
Длинные проекты рассчитаны, как правило, на 8 недель, короткие на 1 неделю или 10 дней.

Летние задания. Архитектура не только профессия, но и образ мышления, отношения к окружающему миру. В этом смысле летние задания помогают студентам выработать «архитектурный» взгляд на действительность, тренируют внимание, память и умение фиксировать свои впечатления, делать обобщения и выводы. Свободный выбор тем и форм презентации позволяют полнее, чем на учебном проекте, раскрыть индивидуальность студентов. Кроме того, летние задания позволяют «поддерживать форму» во время каникул.



Преподаватели

Валентин Романович Раннев

Родился в 1929 году в Москве. В 1953 году окончил МАрхИ, в 1953-56 годах учился в аспирантуре Академии Архитектуры, кандидатскую диссертацию защитил в МАрхИ в 1961 году. В 1956-59 годах — младший научный сотрудник НИИОЗ Академии строительства и архитектуры СССР, в 1959-61 годах — старший архитектор САКБ Мосгорисполкома (ныне МНИИТЭП), в 1961-69 годах — главный архитектор мастерской ГИПРОНИИ АН СССР.

С 1961 года — по совместительству преподает в МАрхИ. С 1965 года — на педагогической работе: доцент кафедры архитектуры жилых зданий, профессор, заведующий кафедрой архитектуры интерьера (1977-1986), основатель и руководитель совместно с Е.В.Ассом Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ (1988-2002). Для Мастерской В.Р.Ранневым была разработана и внедрена оригинальная методика обучения архитектурному проектированию, основанная на пространственной типологии объектов, «пространственных архетипов». В 1999 году В.Р.Ранневу было присвоено звание «Заслуженные деятель Высшей школы РФ».

В.Р.Раннев опубликовал 28 научных работ, основные из них: учебник «Интерьер», входящий в серию учебников по специальности «Архитектура», «Стадионы и трибуны» — раздел в учебнике «Архитектура общественных зданий», «Основные свойства архитектурного пространства» — статья в журнале «Философские науки», «Что такое архитектура» - статья в «Детской энциклопедии», курс лекций и учебные задания для экспериментальной работы «Особенности композиционной и типологической организации и системы объектов архитектурной среды», «Опыт работы экспериментальной мастерской МАрхИ» — статья в сборнике, изданном в Китае. Научная работа по теме «Природа формообразования в архитектуре и ее отражение в методике учебного проектирования» была включена в 1993 году в план перспективных исследований Комитета по образованию РФ.

На счету В.Р. Раннева — 33 архитектурных проекта, из которых реализовано семь. Наиболее значительные из них:  комплекс зданий НИИ электроники в Риге (1961-69 г.), НИИ физики высоких давлений в Красной Пахре (1963-68 г.),  НИИ физиологии растений в Москве (1968-69 г.), научная лаборатория  «Зоотрон» в Новосибирске, НИИ цитологии и генетики Сибирского отделения АН СССР.

Евгений Викторович Асс

Родился в Москве в 1946 году. После окончания Московского Архитектурного Института (МАРХИ) в 1970 году работал архитектором в Управлении Моспроект-1.

 

В 1978-81 гг. обучался в аспирантуре и до 1986 г. возглавлял Группу исследований дизайна городской среды в Институте Технической Эстетики (ВНИИТЭ). Последующие десять лет практиковал как свободный архитектор, художник и выставочный дизайнер. Курировал и проектировал выставку «Московский Архитектурный Авангард» в Арт Институте Чикаго (1994). В качестве художника участвовал в Венецианской Биеннале в 1995 году. В 1994 году основал независимую проектно-исследовательскую группу "Архитектурная лаборатория". В 1997 году открыл собственное проектное бюро «архитекторы асс» (до 2003 года "архитекторы аск").


Среди работ бюро "архитекторы асс"  деловой центр на Чистых прудах и "Другая сцена" театра "Современник", здание галереи "Наши художники" в поселке Борки, Центр современного искусства в здании Арсенала в Нижнем Новгороде, офис компании "Экология" в Челобитьево,  крупные градостроительные проекты, многочисленные  частные дома, интерьеры и выставки. В 1999 году бюро удостоено премии «Золотое сечение». Евгений Асс, начиная с 1973 года, занимается архитектурной теорией и критикой, выступая со статьями и лекциями в России и за рубежом. С 1989 года преподает в МАРХИ, профессор (1995), руководитель Мастерской Экспериментального Учебного Проектирования.?В течение десяти лет (1996-2006) являлся первым вице-президентом Союза московских архитекторов. В 2002 году избран членом Европейского Культурного Парламента. В 2004-2006 годах — художественный руководитель Российского павильона на Биеннале архитектуры в Венеции.

Никита Владимирович Токарев

Родился в 1969 г. на о.Шикотан. В 1987-1994 году учился в  Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ под руководством В.Раннева и Е.Асса, в 1997 г. прошел стажировку в «Институте жилища и городского развития» (Роттердам).

 В 1993-2000 г. работал в Архитектурном бюро «Остоженка», участвовал в проектах Архитектурной лаборатории, в настоящее время — директор архитектурного бюро PANACOM. Постройки: офисное здание в Соймоновском проезде (в составе авторского коллектива), офисно-торговое здание на просп. Андропова (в составе авторского коллектива), загородные дома в Подмосковье и других регионах России.

С 1997 г. преподает в МАрхИ на кафедре Архитектурной практики, с 2002 года — в Мастерской Экспериментального учебного проектирования, доцент. Автор более 30 статей и публикаций в сборниках и периодической печати.

Член Союза Московских архитекторов, с 2000 года — член Правления СМА.

Кирил Евгеньевич Асс

Родился в 1974 г. в Москве. В 1994-1998 году учился в Мастерской экспериментального учебного проектирования МАрхИ под руководством В.Раннева и Е.Асса.

В 1998-2004 г. работал в архитектурных компаниях Alsop architects, Архитекторы ASK, McAdam Architects, co-куратор выставок АрхМосква 8 и 9, с 2004 года работает в бюро Александра Бродского. Участвовал в проектировании и строительстве административных зданий на Пятницкой, 71, Чистопрудном бульваре, 17, общественных зданий, загородных домов в Подмосковье.

С 1997 года работает как художник, участник выставок в России и за рубежом.

С 2009 г. преподает в МАрхИ в Мастерской Экспериментального учебного проектирования. Автор статей и публикаций в периодической печати и интернете.