дискуссия архитектор сейчас

Здравствуйте, Евгений. Я попытался ответить на первый из ваших вопросов.

Для того, чтобы определить роль архитектора в современном мире нужно попытаться понять устройство мира. Устройство мира, по моему мнению, по сути своей остается неизменным, я представляю его себе следующим образом:
Всех людей, схематично, можно поделить на три группы по принципу устройства своей собственной жизни. Первая, самая большая, состоит из людей, которым необходимо, чтобы кто-то извне определял правила, по которым они живут (управляемые). Вторая состоит из людей, которые сами себе определяют правила, по которым они живут и имеют желание управлять другими людьми (управляющие). Эти две группы людей формируют иерархически организованное общество. Для поддержания жизнедеятельности иерархии управляющие и управляемые производят и распределяют между собой материальные ценности. Третья группа состоит из людей, которые сами себе определяют правила, по которым они живут, но не имеют желания управлять другими людьми и не заинтересованы в накоплении материальных ценностей (нейтральные). Эти люди не принимают участия в формировании иерархического общества и не образуют иерархических отношений между собой. Они заинтересованы в равноправных союзах на основании общности взглядов. Нейтральные люди обладают врожденной чувствительностью. Именно врожденной, так как по наследству она не передается, воспитанию не подлежит и возникнуть может у ребенка, рожденного в любом социальном слое. Эта чувствительность заставляет людей ориентировать свою жизнь на производство не материальных ценностей, становиться нейтральными и покидать иерархию. Создание не материальных ценностей заключается в создании представлений о жизни. Все люди, занятые, главным образом, накоплением материальных ценностей или управлением другими людьми, кто в большей, кто в меньшей степени, заинтересованы в представлениях о жизни.

Для наглядности можно привести пример общества при дворе средневекового монарха (общество, более просто организованное, чем современное). Такими нейтральными фигурами при дворе являются шут и проповедник.

Положение архитектора в обществе где-то между шутом и проповедником. Он не просто помогает заказчику эффективно решить его материальные проблемы, он предлагает ему представления об определенном образе жизни.

Комментарии

Спасибо, Дмитрий, что Вы приняли участие в нашем обсуждении. Не могу не откликнуться на некоторые из Ваших соображений. Архитектор у Вас получается "свободным художником", не заинтересованным в накоплении материальных ценностей и не участвующим в отношениях иерархии и подчинения. Увы, это не так. Мало того, что наши произведения самые что ни на есть материальные и стоят безумных денег (после оружия, здания - самые дорогие предметы рукотворного мира по цене "за штуку"), но для их воплощения приходится глубоко залезать в иерархические отношения, так как архитектура - дело коллективное. Так что роль шута, который может "истину царям с улыбкой говорить" архитектору никак не подходит. С ролью проповедника получается гораздо сложнее. По сути своей архитектура всегда претендует на установление тех самых правил, по которым должен жить ее потребитель. Иногда это правила хорошего вкуса, иногда - социальной справедливости, или здоровья, экологии, одним словом архитектор устанавливает свои законы с лучшими намерениями. И так же регулярно эти претензии архитектуры разбиваются в прах, человечество не становится лучше, хотя остаются замечательные постройки. Так что проповедничество у нас в крови. Интересно обсудить, ЧТО мы готовы проповедовать сегодня, КАКОЙ именно образ жизни мы предлагаем. Жду встречных комментариев.