НАШИМ БУДУЩИМ СТУДЕНТАМ
20 Апреля 2010

Наша Мастерская в этом году набирает студентов на третий курс. Это сообщение написано для всех желающих поступить в нашу группу.

Набор будет проходить по действующим в МАРХИ единым правилам, на основании рейтинга. У нас, к сожалению, нет никаких возможностей влиять на этот процесс. Однако мы надеемся, что те, кто собирается записаться к нам, делают это не случайно, а на основании осознанного выбора и действительного интереса к работе нашей Мастерской.

Программа Мастерской на предстоящие четыре года обучения будет продолжать как традиционные направления, так и экспериментальные поиски. Сквозная тема обновленной Программы - «Добро пожаловать в Реальность». Это значит, что вся наша работа будет ориентирована на решение очень конкретных реальных проблем. Мы намерены в рамках курсовых проектов существенно расширить аналитическую часть, с тем, чтобы каждый проект сам по себе являлся бы углубленным исследованием и анализом современного мира на самых разных уровнях, начиная с особенностей индивидуального чувственного опыта, вплоть до глобальной экономики. В наших проектных исследованиях не будут обойдены вниманием и актуальное искусство, и новые технологии, и многие другие аспекты современной действительности.

На этом сайте содержится почти исчерпывающая информация об истории Мастерской, о программе и методике обучения, студентах и преподавателях, однако нам кажется важным открыть эту страничку специально для вас, наших будущих студентов. Вы можете зарегистрироваться и задать здесь любой интересующий вас вопрос, а мы постараемся на него незамедлительно ответить. Обращаться вы можете как к руководителям Мастерской, так и нынешним и бывшим студентам.

Встреча руководителя Мастерской проф. Е.В.Асса со всеми желающими учиться у нас состоится в рамках общей встречи преподавателей кафедры ПРОМ со студентами второго курса 20 апреля в 17.00 в аудитории 309.

Комментарии

Strawberry Fields
Nothing is real :)

Спасибо, Антонина, за прекрасный комментарий. Реальность Реальности - один из интереснейших аспектов дискуссии о полях (пространствах) проектирования (Strawberry Fields of Design). Надеюсь, что мы и об этом поговорим на наших занятиях. Для пущей дискуссионности сентенцию Beatles можно дополнить фразой Морфеуса из фильма "Матрица": Welcome to the Desert of the Real.

) уже жду не дождусь когда же всё начнется) А можно летним заданием будет "strawberry Fields of Design" - такая листовка-летний архитектурный и не только дневник размышлений на эту тему? Просто сразу столько картинок красивых в голове нарисовалось, когда прозвучало равенство поля=пространство.

Мы обычно предлагали в качестве первого (а точнее нулевого) задания "Архитектурное путешествие". Наверное, Вы уже видели его на сайте. Тему путешествия каждый выбирает сам, у кого-то это реальное путешествие в дальние страны, у кого-то в пределах собственного двора, важно чтобы оно было архитектурным. В этот раз мы летнего задания не даем, так как непонятно к кому оно обращено. Так что если есть жалание, можете выполнить его для себя, думаю мы найдем время обсудить результат.

И потом, такое упражнение никогда не бывает лишним.

Наш новый пользователь Камила Зиятдинова! Мне очень понравился Ваш текст в профиле. Но там он доступен только редакторам сайта. Почему бы Вам не выложить его здесь, как комментарий?

Да, хорошо, Евгений Викторович:)

Я учусь на втором курсе.
Я попала в МАрхИ почти случайно. Полубезумная идея родителей, историков-юристов-журналистов (не архитекторов совсем), которая была подхвачена мной исключительно из романтически-идеалистических представлений о загадочной профессии.
Меня еще на подготовительном отделении восхитило, насколько разносторонне образован и как широко мыслит Архитектор, как глубоко чувствует процессы жизни. Я очень хочу достичь этого однажды. Но почему-то люди, чей авторитет несомненен, в чьих речах почти слышны ответы на мои вопросы, говорят, что современный студент ни на что не способен и ни к чему не пригоден. Почему? Откуда вам знать? Я не глупа, я умею слушать и слышать, я способна понять. Пусть иногда этого не выразить словами, но я интуитивно чувствую суть, мое мировоззрение медленно, но верно становится все определеннее, я найду свой путь, я знаю. А динозавры от архитектуры смотрят на меня и не видят. Самое любопытное, что если я хорошо учусь, значит, я "ботаник", "заучка", а настоящие талантливые студенты прозябают в конце рейтинга. А если бы я училась плохо, то зачем вообще поступала и наверное, не понимаю, в чем смысл всего моего обучения. Только вот я хорошо учусь, потому что само так получается, потому что я берусь за то, что мне интересно, и потому что мне легко дается... почти все.
Я влюблена в свою будущую профессию, я уверена в том, что у меня все получится, мне только
нужен Учитель.

Как здорово, Камила!
Нам всем нужен Учитель..
Человек, который может приоткрыть дверь в пространство взаимной любви с выбранной нами чудесной профессией.
Главное, мне кажется, мы в любом случае окажемся на своих местах. По настоящему на своих.. Ведь творчество процесс очень интуитивный, холодный расчет не всегда дает нам прекрасный результат. И с выбором Учителя именно так - ты интуитивно, как росток к солнцу, стремишься в пространство настоящей Архитектуры.
Очень хотелось бы чтоб у нас была возможность создавать это пространство вместе. В продолжение Тониной ассоциации, Strawberry Fields - togethter? Ведь люди в первую очередь формируют постранство, люди разные, с разными идеями и взглядами, но все живущие в Архи-поле, в реальности которую можно менять..

Да, это было бы замечательно, Ася. Взаимодействие в творчестве - это какой-то особый вид отношений, попадание на одну волну и глубинное понимание совместных задач... Это к разговору об Учителе, и о том, что учиться можно и друг у друга тоже. Именно потому, что все разные)

Отлично! Как смело и как правильно!

Ура, значит есть шанс, что хоть в чем-то рейтинг нам поможет. По крайней мере сможем встретиться на занятиях с Камилой.

Рейтинг такая непредсказуемая вещь, к сожалению, что мне остается только надеяться, что итоговое мое место в нем не слишком будет отличаться от предварительного, и я попаду в вашу группу)

студенты с высоким рейтингом: зачем ходить по кафедрам? я и так попаду к тому, к кому захочу.
студенты с низким рейтингом: зачем ходить по кафедрам? я и так никуда не попаду, даже если захочу.
студенты из серединки: что делать? куда идти? что будет? кто преподаёт? как быть? надо бы узнать...
:)
интересно, а как сами преподаватели первых двух курсов относятся к рейтинговой системе...

И все-таки. Мне кажется, рейтинг не все предопределяет. Благодаря тому же слабому "пиару" кафедры* не случится так, что вся первая сотня дружно побежит на ПРОМ. А это значит, что и студентам из "серединки" наверняка найдется место. В любом случае, соберется круг заинтересованных людей.

*Про слабый пиар кстати. На мой взгляд, в нем мало плохого. Те, кто хочет знать, все равно все знают, и были немало удивлены, когда про этот "слабый пиар" услышали на лекции. В нашей компании все только о ПРОМе и говорят)

пока Евгений Викторович был на ЖОСе, все только о ЖОСе и говорили :)

Тогда может быть, половина курса мечтает о ЖОСе по инерции?
Беда нашего института, по-моему, в равнодушии к собственному делу. Не знаю, когда это началось, может быть, это только наш курс такой. Думают об отметках, рейтинге, престиже кафедры и преподавателей. Не думают об Архитектуре - мы же, по сути, не профессией овладеть должны, а поменять себя и свое мировоззрение, чтобы понимать, что ты делаешь и для чего. И как сделать, тогда тоже понятно будет. Это дзэн, недостижимый без Учителя. Кто же это понимает, неужели те самые "все"...

Очень верно заметила Камила, что учиться можно и нужно друг у друга. Статистика это подтверждает: примерно 20% знаний студенты берут из книг, интернета и прочих пособий, 30% от преподавателей, остальные 50% у других студентов. Уверен, что для архитектурного проектирования эта пропорция еще больше сдвинута в сторону взаимного обучения. Идеальной с нашей точки зрения была бы рановозрастная группв, так например организован процесс в школе Мендризио (www.unisi.ch). Жаль, что почти исчез институт "рабства", когда студенты младших курсов помогали в работе над дипломным проектом: кроме дружеских контактов это было обучение, хорошая практика. Восполнить этот пробел мы стараемся нашим сайтом. Так что выступленияи публикации на сайте - это тоже учеба.

В идее рейтинга самой по себе не вижу ничего плохого. Наоборот, конкуренция между студентами, которой у нас и в помине нет, сильнейший стимул к учебе. Но все пошло по чисто бюрократическому пути, и рейтинг к творческим способностям не имеет как правило никакого отношения. Если уж устраивать рейтинг, то по результатам конкурсов студенческих работ, публичных обсуждений и пр. В мастерскую, как впрочем и в институт, я бы брал всех, кто запишется, с последующим жестким отсевом не способных или не желающих учиться. Поступить должно быть легко, учиться трудно. У нас пока все примерно наоборот.

До чего дошла интернетизация общества!- люди, живущие в одной комнате, не могут догориться по средством вербального общения ;))))Камила и Рита ну вы жжете)

Видите ли, формализация своих мыслей и ощущений чрезвычайно полезное упражнение для архитектора, поскольку вся его работа по сути сводится именно к этому — к формализации своих мыслей и ощущений.
Ну и другим на пользу — предоставляет пищу для размышлений.

Как истинный патриот не стану кичиться познаниями в иностранных языках, а вспомню старый добрый мультфильм : "Зима в Простоквашино". И пусть один будет Шариком, другой Матроскиным, а роль Печкина сыграет интернет. И формализация мыслей сдесь есть изображение "фигвама" на печи. Но тут хоть есть проявление творчества в виде нестандартного шариковского мышления. А что творческого и полезного в плане архитекторского профессионализма в этих диалогах?

Может быть, стоит еще раз перечитать сообщения выше, чтобы ответить себе на этот вопрос?
:)

Nessi, вы вносите на наш сайт неприятный тон сетевой перебранки. Хотите у нас учиться? Тогда пишите по существу. Или не пишите совсем. Спасибо за понимание.

Возник вопрос к преподавателям. Насколько я понимаю, до этого года набор в группу происходил посредством личного собеседования, ребята показывали портфолио. Но тем не менее, отсев потом все равно происходил? Значит, даже портфолио и личный разговор не дают полного представления о человеке и его потенциале?

Полное представление может дать только совместная работа в течение семестра. Кроме того, ошибки бывают и со стороны студентов, далеко не все готовы воспринять наш подход к работе, особенно на фоне общей расслабленности в институте. Влияют и личные, семейные например, обстоятельства. А портфолио, откровенно говоря, после второго курса у всех примерно одинаковое. В переходе в другую группу нет никакой трагедии, ваши коллеги в других странах делают это каждый семестр и только выигрывают от общения с разными преподавателями.

Понятно, спасибо большое. Какую же роль тогда играет (играло) портфолио? Каким образом происходил отбор студентов, если у всех примерно один уровень?

Камила, не расстраивайтесь, портфолио вещь нужная. Важно само по себе наличие портфолио, и то, как оно сделано. При том, что набор проектов примерно одинаковый, так как все учились на первых двух курсах по одной программе, интересно посмотреть, чем человек увлекается (фото, рисунок, живопись), как об этом рассказывает, участвовал ли в каких-то интересных делах, семинарах, конкурсах, делал ли проекты помимо учебы. Портфолио мы всегда обсуждали, расспрашивали, и так старались составить первое впечатление о нашем собеседнике. Когда-то это впечатление оказывалось верным, когда-то нет.

возможно, пора переводить портфолио в компьютерный вариант? дискуссии же проходят в интернет пространстве. (к этой идее подтолкнул раздел - случайный проект из архива, только там нельзя начинать обсуждение)

Пока мы предусмотрели такую возможность только для студентов, впрочем у каждого зарегистрированного пользователя есть профиль и туда можно закачать картинки.

тогда, как вариант, можно использовать сайты типа flickr или picasa и давать ссылку в профиле. или размещать её здесь. на создание таких "портфолио" не уходит много времени.

Это вообще полезно, а теперь у вас есть побудительный мотив заняться созданием своего интернет-портфолио/сайта прямо сейчас.

Маргарита, спасибо. Есть отличные фотографии.

Да,Рит,портфолио по-моему прекрасное получилось!

Здравствуйте!
Я бы хотела уточнить по поводу образовательного процесса. Является ли ваша программа, заявленная на сайте, дополнением к программе Московского Архитектурного Института или она заменяет стандартную?

Она заменяет стандартную. К тому же она меняется прямо по ходу обучения.

Интересно, что в нашем обсуждении это первый вопрос, касающийся программы. Добавлю, что программа, изложенная на сайте, - это что-то вроде каркаса, который в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием. Если почитаете задания разных лет на один и тот же проект, увидите, что они существенно менялись. Кроме того для нас принципиально важно не то что мы делаем (какое здание или другой объект проектируем), а как мы это делаем, поэтому советую обратить внимание на раздел методики, в нем мы постарались описать процесс работы, средства, которыми мы пользуемся, принципы, которыми руководствуемся.

все-девочки!

Спасибо за ответ!

..скажите, пожалуйста, а что делать человеку, который уже имеет образование, но хочет учиться в вашей мастерской? есть какие либо варианты?
Мой выбор осознанный - я знаю, что мне необходимо учиться. И не абы где и не абы у кого и чему. в России в Москве - практически отсутствует поствузовское образование. Предыдущим полученным образованием, честно говоря, недовольна.
Есть огромное желание работать и учиться расти и развиваться. возможно, еще искать и найти свой путь...

Наша мастерская, к сожалению, Вам помочь не может. Попробуйте обратиться в "Cтрелку" www.strelkainstitute.com. Желаем удачи.

...жаль.
а почему?

Вы, конечно, можете попробовать поступить на первый курс МАРХИ или перезачесть там же Ваше предыдущее образование. Но никаких гарантий, что на третьем курсе Вы окажетесь в нашей мастерской мы Вам дать не можем. От нас теперь набор студентов не зависит. Приходить к нам в гости, однако, Вы можете сколько угодно. Всегда рады. В любом случае, спасибо за интерес к нашей мастерской.

спасибо за ответ)
буду отслеживать вашу программу и мероприятия и буду стараться участвовать в них.

Добрый день, Евгений Викторович.
Уже несколько недель, раз за разом перечитывая материалы сайта, я все больше проникаюсь Вашими идеями и подходом к архитектурному образованию. Новый взгляд на саму идею в формировании системы взаимосвязей пространства и его элементов, заложенный в ней утвердили меня в моей решимости попытаться начать изменения и в родном ВУЗе.

Так случилось, что мои учителя, а теперь и коллеги, привнесли в нашу систему обучения разные школы: Питер, Новосибирск, Свердловск (тогда-еще), Харьков и многие другие. Разные взгляды на методику, процесс и постановку задач учебного проектирования дали свои положительные результаты: город, стараниями наших выпускников стал заметно преображаться. Однако это имело и свои отрицательные стороны - была принята усредненная методика обучения, не удовлетворяющая никого, но позволяющая мягко обходить острые углы преткновения. Все это мирно существовало до недавнего времени.
Однако с внедрением новых стандартов архитектурного образования, встал вопрос о формировании новой системы. Итогом стало решение о формировании отдельных "персональных творческих мастерских" каждая из которых имеет право разрабатывать и внедрять свою методику и учебную программу.

В связи с этим хотелось бы попросить Вашего разрешения на "открытии филиала "Мастерской экспериментального проектирования" в нашем вузе и принятии вашей методологии в качестве основной учебной матрицы.
Учитывая то, что мы - школа маленькая и юная, у нас отсутствует разделение по направлениям-специализациям (ЖОЗ, ПРОМ, ГРАДО и т.д.), мы выпускаем архитекторов широкого профиля существует необходимость внесения некоторых структурных изменений в Вашу программу. Мне хотелось бы попросить Вас о какой-либо заочной методической поддержке в плане разработки учебной программы и системы заданий.
С уважением.

Уважаемый Александр! Рад, что у нас появились последователи, по крайней мере есть интерес и желание что-то из нашего опыта применить. За 20 лет это пожалуй впервые. Программа и прочие методические материалы, которые есть на сайте, в открытом доступе, мы никак не ограничиваем их использование. Скажу лишь, что программа в своей основе была создана 20 лет назад и требует серьезных изменений, которые мы постоянно и проводим. Да и не в программе суть, набор заданий - только половина дела, остальное - методика, КАК это преподнести и атмосфера мастерской, поэтому не стоит ограничиваться программой, буквально повторять задания. Одним словом, когда начнется учебный год, приходите на наши занятия, думаю, будет о чем поговорить. Со своей стороны готовы помочь, если что-то нужно обсудить, пишите мне info@pana.com.ru или звоните +7 495 916 7551. Евгений Викторович будет в Москве в конце месяца.

Благодарю Вас за отклик и проявленный интерес к моим исканиям.
Извиняюсь за долгое молчание – ждал отклика от своих коллег по цеху. По конкретике пока ничего сказать не могу, но саму идею принять Вашу программу за основу ведения архитектурного проектирования приняли «на ура».
Я вполне согласен с Вами, Никита Владимирович, что прямое копирование программы результата не даст, здесь основным является атмосфера, которую привнести в новое пространство практически не возможно. Однако надо же с чего-то начинать. Дайте нам только точку опоры... :)
Так же благодарю за приглашение. Я буду в Москве проездом в Воронеж на смотр дипломов. Скажите, пожалуйста, по субботам проходят занятия в Мастерской?