образование 21 века Про образоавание

Когда после окончания МАрхИ я уехал учиться в Нью-Йорк, Евгений Викторович попросил меня внимательно следить за методикой и процессом образования. Я выписал то, чем в лучшую сторону отличается образование здесь от МАрхИ. Свои выводы сделал на основе программы последипломного обучения MSAAD в Колумбийском университете. MSAAD - ''Master of science in advanced architectural design''. Может быть, в остальных программах и институтах все по-другому.
Все мысли очень сумбурны и субъективны. Прошел 1 семестр. После следующего - добавлю и исправлю.

+ Институт открыт 24 часа 7 дней в неделю, никаких идиотских охранников, которым нужно приносить куру-гриль и бутылку водки, чтобы посидеть лишний час вечером за макетом - нет. То есть, охрана в кампусе есть, но система ее работы устроена так, чтобы помогать студенту, а не мешать. Это очень удобно, работают в институте все с утра до вечера, и всю ночь- кому когда удобно. Вход по магнитным карточкам, КПП нет.

+ Самое главное, что я отметил, это понятие ''argument''. По-русски я бы перевел это как позиция, идея, концепция. Если написал эссе – то это не просто сбор информации, то есть доклад, а по сути – твоя авторская статья, где ты выражаешь свою позицию, мнение. Приведу условный пример: Статья про ОМА будет не просто докладом с датами и названиями, а статьей, где главная мысль - что Колхас занимется менеджментом, и это его главный вклад в современную архитектуру. Критичное отношение приветствуется. Так же делается все – например портфолио в идеале – это не просто каталог работ, а попытка что-то сказать, выразить позицию в виде книги.

+ Соотношение полов – 75% парней 25% девушек

+ Работа в институте похожа на работу гигантского офиса, в котором постоянно происходят семинары и лекции. У каждого свой стол и компьютер со всеми возможными установленными программами. Интернет работает повсюду в институте, без перебоев и бесплатный. Работать удобнее во много раз.

+ Лотерея при наборе в группы по проекту. Сначала вывешивается список преподавателей (в интернете), вы можете ознакомиться, поискать в гугле про того или иного профессора. В первый день занятий преподаватели делают презентацию своей программы – чему будет посвящен их курс. Далее студенты выбирают преподавателей и расставляют их по степени возрастания желания попадания к ним. После этого компьютер выбирает кто к кому попадает, при этом учитывается, у кого студент хотел бы поучиться больше. Что-то типа умной лотереи.

+ Остальные предметы, помимо проекта, студенты выбирают сами, составляя себе свой курс как по меню в кафе. Например, ты можешь взять курс по истории зодчества итальянского ренессанса и фотографию, а можешь – курс про современные Китайские мегаполисы и цифровую архитектуру на основе ДНК. Самостоятельный выбор предметов, на мой взгляд, заставляет формулировать свою позицию и круг интересов (формулировать свой «argument»).

+ Все, что у нас «бумажное», здесь через интернет – вплоть до сдачи-выдачи заданий, библиографий, переписки с преподавателями и т.д.

+ Каждую неделю (и чаще) лекции приглашенных профессоров (приблизительно как у нас в группе перед дипломом – Глазычев, Раппопорт и др. - только в масштабе всего университета). Помимо архитекторов выступали кураторы, фотографы, редакторы журналов и т.д.

+ Кино. Показывают на большом экране фильмы, относящиеся к теме предмета (если на лекции по истории архитектуры говорили про архитектуру Лондона 1960-х, то покажут, например, Blow-Up, что по сути не имеет отношения к архитектуре, но развивает студентов и дает представление о духе времени) или вдохновляющие к работе над проектом (док. фильмы Вернера Херцога).

+ Лекции по конструкциям – в тему проекта. Преподаватели по проекту (по крайней мере те, у кого я учился), приглашают своих знакомых коллег – конструкторов, инженеров, специалистов по фасадам, прочесть лекцию перед группой, имеющую отношение к конкретным задачам проекта. Этого мне не хватало даже в нашей группе, в Архклассе!!! При этом реалистичность конструкций в финальном результате не так важна – хочешь - делай хоть дом на стеклянной ноге, главное, что ты прослушал консультацию практикующего специалиста и понял, как на самом деле работают конструкции или материалы.

+ Библиотека. Самая большая в мире архитектурная библиотека. У нас такое неосуществимо из-за недостатка денег, но купить хотя бы 100 ключевых книжек последних 50 лет можно было бы. Книги МОЖНО сканировать, ксерить, фотографировать (у нас в МАрхИ – нельзя ничего). Персонал библиотеки, как и местные охранники, помогают студентам, а не издеваются над ними (как у нас). Все книги занесены в компьютерную базу данных, ищешь что тебе нужно через веб-сайт библиотеки. Если какой-нибудь книги нет в наличии, ее можно заказать.

+ Лекции – диспуты. Если знаменитый архитектор приходит с лекцией, он не просто показывает свои проекты, а рассказывает о какой-то конкретной проблеме, теме. После лекции- длительная дискуссия, вопросы зала. Не 2-3, а много. Не «как вам нравится Нью-Йорк?», а по существу темы лекции. Были лекции и вовсе без слайдов – садятся за стол Марк Вигли (декан) и Питер Айзенман и в течении часа ведут диспут об архитектуре и образовании. После этого час они отвечают на вопосы студентов.

+ Декан (Марк Вигли) преподает и пользуется большим авторитетом среди студентов – не просто как административная величина, а как умный архитектурный теоретик, на лекции которого все с воодушевлением ходят. Он приходит на все финальные защиты во все группы хотя бы на 15-20 минут и комментирует.

+ Сдача проекта – только с жюри (как у нас в архклассе-, только так во всем университете)

+ Мелочь: Перед входом в институт – кнопка открытия дверей (она для инвалидов), но очень удобна, если несешь макет. Попробуйте занести в одиночку макет в МАрхИ через тамбур – очень неудобно, а здесь – легко.

+ Студенты принимают участие в принятии решений администрацией. Для этого выбирают из студентов 2х представителей.

+ Fieldtrips. Обязательные групповые поездки за границу (за счет университета) с проектированием там. В меньшем масштабе - небольшие экскурсии, когда преподаватель водит студентов по Нью-Йорку и что-либо рассказывает.

+ Конструкции - Деталь+Освоение компьютерного софта. Происходит это на предмете «Цифровое ремесло» - Digital Craft. Задача: 1)изучить деталь любого здания (на выбор) 2) вычертить ее 3) смоделировать ее в 3Д на компьютере 4) склеить макет этой детали 5) сделать минутный ролик о том, как устроена эта деталь. Очень полезный курс.

+ На плазменном экране в университете– расписание лекций и занятий, а не жуткая реклама МЧС, ФастумГеля и АвтоСтрахования, как в МархИ. Экранов правда два, а не как в МАРХИ – 35. На плазме в столовой-кафе – новости или футбол.

+ Наличие деревянной мастерской, лазерной резки, плоттерной печати прямо на этаже, принтеров в каждой аудитории... Этот список я не продолжаю, так как Колумбийский Университет намного богаче МАРХИ, и это сложнее изменить и ввести в программу, чем остальные пункты.

Комментарии

*плачет

Леня, спасибо большое Вам за наблюдения и рассказ. В самом деле звучит все это волшебной сказкой, а не так все сложно, было бы желание. Вы совершенно правы, дело не в деньгах, действительно несопоставимых, а в отношении. У нас пока студенты для института, а не наоборот. Читаю регулярно Ваш ЖЖ. Успехов, пишите еще.

+6 on 6. Каждую пятницу в 6 часов вечера, после проекта, на 6 этаже факультета,небольшая лекционная аудитория превращается в бар-клуб. Студентов за счет Колумбийского университета угощают пивом, вином, соками, водами, и закусками. Ребята ставят музыку, с проектора крутят фильмы и клипы. В аудиторию набивается куча народу, все болтают и радуются.

Я помню, еще на 3 курсе, когда мы все поступили в Архкласс, и мы стали учиться в Мархи на мансарде, мне приходила мысль, что было бы круто превращать это пространство по выходным или вечерам в место для тусовок. Прецедент, кстати, уже был - когда на мансарде выступал Григорян и потом играли диджеи.

Если никто из присутствующих не будет против, поделюсь немного опытом нашего Тюменского ВУЗа. Построим его в виде комментариев к основному посту.

а) Все наше студенчество прошло в стенах ВУЗа - учитывая то, что у нас за каждой группой закрепляется своя аудитория на все 6 лет - мы в них и дневали и ночевали, главное заранее предупредить охрану и не врубать слишком громко музыку (учитывая, что под нами ректорат).
А так - живем как в микрокосмосе: в здании только мы и руководящие службы. С одной стороны - никто не мешает, с другой - ощущение что засунули подальше чтоб никто никогда про нас и не узнал...

б) В качестве технического оснащения - имеется собственный компьютерный класс с широкоформатными принтерами и своя мультимидийка. Единственное с интернетом напряг... здание старое и все такое...

в) С парнями действительно ПРОБЛЕМА! Не смотря на то, что все кругом твердят про "мужскую специальность" - учатся практически одни девчонки, а с введением ЕГЭ так вообще туго стало.

г) Постепенно стали отказываться от бумажной работы. Уже второй год защиты дипломов проходят в мультимедийной аудитории с показам видеорликов, презентаций и т.п. При этом, дабы создать реальное ощущение конкурсности и экстрима для дипломников - более половины комиссии - специально приглашенные лица.

Конечно с новыми материалами и технологиями для творческого процесса (резка, пластики и т.п.) очень и очень туго... Провинция-с... А про библиотеку - так я вообще молчу! Все что есть - это "из личных собраний педагогического коллектива". Да и то это возится редкими экземплярами из Москвы, Питера и Европы (если кто вырывается...)

В остальном же хочется откровенно поплакать над родной отчизной вместе с Кирилом Ассом

Очень интересный рассказ. Читаешь и представляется что-то несбыточное и неосуществимое. Институт для студентов. Единая гармоничная работа на благо просветления. Никаких препядствий, всё зависит от собственной инициативы студента. Твоё образование полностью в твоих руках. Возможности, может, и не безграничные, но во всяком случае достаточные.

Насчёт отношения к студентам у нас, кажется, что какого-то встречного движения не будет никогда. Для меня в институте самая удобная обстановка для работы над проектом. А когда нахлынет поток идей и мыслей так и вообще уходить не хочется( Или взять времена коллективных отмывок, а в дальнейшем и коллективных работ. Лучшего места не придумать.

В отношениях ученик-учитель представляется редкая гармония, когда и преподаватель, и студент заинтересованны. Опять-таки MSAAD это в масштабах всего университета, а в МАРХИ в стенах Архкласса.

Но всё же почему это всё кажется таким далёким?Ведь если подумать-то можно большинство таких вопросов решить, побольше самодеятельности, организованности. Но тут встаёт другой вопрос. Кому это надо? Надо ли это студентам МАРХИ? у МАРХИшников же куча дел! проект надо делать, по конструкциям куча заданий, долги с прошлого года,практики сдавать, у кого и подработка кое-какая и вообще по-жизни надо всё успеть...Вот и выходит, что никто за это не возьмётся.

По поводу +6 on 6 - идея отличная. Хотелось бы попробовать что-то такое организовать. Может, пиво и вино лишнее, а вот фильм посмотреть всем вместе по-моему здорово, и обсудить его потом)

Pivo i vino lishnimi ne bivayut)))

просто русская душа меры не знает)))

Про то, кому это надо, вопрос поставлен верно. В Колумбийском универстиете тоже все удобства не с неба студентам свалились, в их организации сами студенты и участвуют. Интересно было бы услышать комментарий от Лени. В МАрхИ, например, есть Студсовет, если почитать положение о нем, то полномочия там прописаны немалые, они просто не используются. Интересная полемика на эту тему на marchi.com http://marhi.com/forum/index.php?showtopic=1487

Друзья, напишите, кто о Студсовете слышал, чем он занимается и где его искать.

Сталкивалась или, точнее, пересекалась в своих делах со Студсоветом. Там есть активные ребята, но они сталкиваются с двумя проблемами сразу: с непробиваемостью вышестоящих инстанций (в МАРХИ никто никогда не будет работать для студентов, я уже имела неоднократную возможность в этом убедиться, три года пробыв старостой) и одновременно, с пассивностью и равнодушием самих студентов (как заметила Юля, у всех свои дела, все вечно заняты), что конечно, еще обиднее. Потому что точно есть вещи, которые студентам под силу организовать самим.
Что может наш студсовет? Есть несколько направлений, в которых его деятельность успешна, даже какие-то средства на это выделяются. Он организует экскурсионные поездки, некоторые общественные мероприятия, иногда лекции, зачем-то регулярно собирает жителей общежития и пытается выяснить, кого что не устраивает. Вообще, нашему студсовету лучше удается "организовать", чем "решить проблему". Такой вот взгляд не совсем стороннего наблюдателя.

Студсовет, Никита Владимирович, в МАрхИ занимается изготовлением плакатов для мероприятий, организованных ректоратом (типа концертов классической музыки) расклейкой объявлений, и перетаскиванием дипломных проектов из Белого зала на мансарду и тд.
Предложение поставить столы в фойе Красного зала и на мансарде для работы в свободное время, сделать там же нормальное количество розеток, попытка организации конкурсов (со спонсированием призовых мест институтом) поддержки не получили. Я уже не говорю о попытке влияния на учебный процесс,корректирования программы, альтернативном жюри, введении защиты курсовых проектов.
Единственное чего нам удалось добиться - это сделать открытыми для студентов обсуждения курсовых проектов в Белом Зале, куда до этого студенты доступа не имели.
Работать в студсовете было очень тяжело скучно и бессмысленно.
Без всякого удовольствия вспоминаю это время.
Причем тоскливее всего становилось не от общения с администрацией, а от общения со студентами.

Про кризис общественной жизни в МАрхИ еще давно была статья у Толи Белова на сайте:

http://www.walkingcity.ru/article.php?art_id=58

А вообще, хоть студенты здесь и вовлечены в общественные процессы, все же основная заслуга - профессоров и персонала.

"6 on 6" нам необходимы ! тем более, это доступнее из всего вышеперечисленного, т.к. мы сами можем это устраивать. главное - инициатива !

nu je! ksenia, proyavi iniciativu! :-)

Если мне не изменяет память, в студенческом совете некогда состоял Китаев. Так что у него можно из первых рук получить информацию.
Мои занятия в Миланской Политехнике еще не начались, но в дальнейшем я тоже постараюсь рассказать о том, как здесь учат.

Скоро я уже заканчиваю свой курс обучения в Колумбийском. Вот кое-какие новые и обновленные соображения:

Разнообразие и свобода выбора

Главное отличие образования в Колумбийском от образования в МАрхИ – это то, что образование, полученное на одном курсе, в один и тот же год – может быть очень разным.

1)Самостоятельное составление своей программы. Во-первых, как я уже писал, предметы, помимо проекта, студенты выбирают сами, составляя себе свой курс как по меню в кафе. Например, ты можешь выбрать курс по истории зодчества итальянского ренессанса и фотографию, а можешь – курс про современные Китайские мегаполисы и цифровую архитектуру на основе ДНК. Самостоятельный выбор предметов, на мой взгляд, заставляет формулировать свою позицию и круг интересов (формулировать свой «argument»).

2) Новый профессор – каждый семестр. Каждый семестр студенты выбирают себе группу, с новым профессором, с новым ассистентом, с новым заданием. Выбор профессора (как я уже писал) происходит с помощью «умной лотереи».

Почти все профессоры – разные, иногда практически противоположные по взглядам на архитектуру, и у каждого своя собственная, особенная программа. Таким образом, в институте происходит постоянная смена идей, тем для дискуссий и проектов. Помимо этого студент каждый семестр меняет своих коллег по группе, то есть знакомится почти с разными людьми.

Приведу пример того, насколько разнообразные люди учат на одном курсе, в один и тот же семестр. На одном курсе в один и тот же год одновременно преподают :

1) Профессор Франсуа Рош, тема - садистические апиарии, проектирование параметрических роботов.
2) Профессор Бенедетта Таглиабю, тема - провинциальный художественный музей в Китае.
3) Профессор Бернар Чуми, тема метафора в архитектуре, доведенная до абсурда: проект города и мэрии.
4) Профессор Дэвид Бенжамин, тема - параметрический небоскреб с наиболее выгодными показателями ТЭП.
5) Профессор Принс Джошуа Рамус, тема – временная сцена для лекций TED в Лондоне
6) Профессор Хасегава, тема –архитектура, построенная на основе сигналов, посылаемых из мозга, упор на параметрическую архитектуру.
7) Профессор Флориан Айденбург, тема – Небоскреб в Нью-Йорке.
8) Профессор Шохей Шигемацу, тема – «после кризиса», градостроительный проект в Санто Доминго.
9) Профессор Хуан Херрерос, тема – регенерация промзоны в Барселоне в жилой район.
10) Профессоры Ло-Тек, тема - портфолио как проект.

И так далее.

И никто не волнуется, что мир рухнет, если все 150 студентов не сделают одновременно проект гаража или посёлка.

Такие разнообразные люди и такие разнообразные темы, собранные под одной крышей, создают очень интересную и живую обстановку и дискуссию. Финальные сдачи смотреть очень интересно, особенно если ты весь семестр проектировал провинциальный музей, а твои друзья в соседней студии – параметрических роботов.

А Машук так и не написала :-) Хотя всем интересно, как она там.

Плюс было бы интересно услышать отчет студента со Стрелки (например от Глеба Виткова)

Или Наташи Зайченко, а лучше от обоих