Situations Perm Situations Perm

Предлагаю посмотреть и обсудить части студенческого проекта «про нас» Situations Perm, сделанного под руководством Kees Christiaanse и Martina Baum в ЕТН, Цюрих:

ETH Zurich, Institute of Urban Design, Chair of Architecture and Urban Design
Urban Design Studio 2008 „Situations Perm“
Led by Prof. Kees Christiaanse, Dr. Martina Baum, Nicolas Kretschmann, Tommi M?kynen, Fabienne Hoelzel

История проекта такова – офис KCAP независимо работает над стратегическим генпланом Перми, та же задача была предложена студентам для исследований и учебного проекта.
Почему? «Местные власти при участии международных инвесторов пытаются удовлетворить возрастающий спрос на жилье, офисы, торговые площади – в результате получают торговые молы вдоль скоростных автодорог, многоэтажные комплексы на территориях под замком и загородные поселки-крепости. Эти острова-интроверты не вносят позитивного вклада в городскую среду, город не интегрирует их – взаимное безразличие вместо диалога. Территория города разрастается при уменьшающемся населении. Стратегический план развития города должен оптимизировать имеющиеся ресурсы, предложить усовершенствованные городские структуры и сценарии работы над качеством городской среды. Поиск и разработка механизмов, стимулирующих развитие города, стали темой проекта.»

Работа велась по 3 темам.
«Городской ренессанс- Пермь восточный» - тема нового городского района
«Город инноваций Пермь-2»: район, развивающийся под влиянием двух мощных катализаторов-университета и железнодорожного вокзала
«Жилой район. Мотовилиха.» Мотовилиха с населением 180000 человек была выбрана как «типичный жилой район с типичными проблемами». Вот 2 разворота из отчета, касающиеся «трансформации хрущевки» и «трансформации хрущевского квартала»:

Комментарии

Комментарий-перевод к разворотам:

Трансформация Хрущевки1.0
Низкое качество жилищных условий и плохое состояние построек заставляет говорить о необходимости модернизации хрущевки. Нам кажется важным для качества городской среды сохранить атмосферу хрущевской застройки, но при этом попытаться достичь высокого жилого стандарта.
Небольшие добавления – террасы на крыше, новые окна и балконы – несомненно добавят качества и квартирам, и городскому облику.
Хрущевка – пример модульного панельного строительства, следовательно, возможны изменения формы здания.
Рассмотрим примеры работ Stefan Forster, превратившего блочный жилой район в подобие города-сада:
http://www.stefan-forster-architekten.de/de/stadtumbau/haus-1-lessingstrasse/

От Хрущевки1.0 к Хрущевке 2.0
Дома, не подлежащие реконструкции, предлагается заменить новым типом: Хрущевка 2.0.
Хрущевка 2.0 морфологически близка Хрущевке 1.0, но квартиры в ней организованы иначе, добавлены новые типологии: таун-хаус, сдвоенные квартиры, мансарда. Конструктивно Хрущевка 2.0 - панельный дом, адаптированный под современные жилищные стандарты.
Благодаря разнообразию и качеству жилья, мы надеемся изменить возрастной и социальный состав населения района, добиться большего смешения.

Трансформация квартала.

В качестве учебных примеров, были проанализированы следующие проекты\ситуации:
-Берлин после падения стены: активное сотрудничество жителей и городской администрации, схемы саморегулирования
-Bijlmermeer, Амстердам: как работает городской менеджмент.
-Сингапур: инвесторы ставят целью удвоить жилые площади в квартале. Пустые площади используются в первую очередь под строительство домов для людей, чьи дома сносят. Только обеспечив жильем старых жильцов района, компания может приступать к сносу.
-проект АМО для Москвы: сочетание в застройке разных масштабов.

Вывод
Трансформация квартала должна происходить пошагово: это сохранит характер/индивидуальность района, позволит использовать старую инфраструктуру, найти реалистичные схемы финансирования. Необходимо участие населения в обсуждении проектов, отдельной главой генерального плана должен стать функцональный план ландшафта с описанием событий.

Стратегия
- Иерархия: выделить главные территории, создать местный центр, подчеркнуть разделение частных и общественных территорий, определить качества, способные стать катализатором в развитии территории, работать с ландшафтом.
- Классификация: избегать унифицированного подхода, каждый случай индивидуален
- Контекст: обновление и сохранение сталинских домов, хрущевок, застройки 80-ых годов, учитывать «Русский размах».
- Парковки: найти альтернативные решения
- Плотность: зависит от территории, в общем – повышение плотности

Сталинский квартал
-сохранение/реновация
-повышение плотности: Коэффициент использования территории 1.5
-парковка
-дизайн общественного пространства
-акупунктура/катализаторы
-жилье 80% , общественные функции 20%

квартал Хрущевка 2.0
-повышение плотности:
хрущевка 2.0
новые типологии жилья
сохранение масштаба первых этажей
Коэффициент использования территории 2.0 – 2.4
-парковка
-дизайн общественного пространства
-акупунктура/катализаторы
-жилье 80% , общественные функции 20%

Дальше в соответствии с поставленной задачей даны примеры трансформации сталинского квартала и 4 варианта трансформации хрущевского квартала – центральный двор и эксперименты с размерами и типологией блока с внутренним двором.

http://www.archclass.ru/sites/default/files/khrushchovka1.jpghttp://www.archclass.ru/sites/default/files/khrushchovka2.jpg

http://www.archclass.ru/sites/default/files/khrushchovka3.jpghttp://www.archclass.ru/sites/default/files/khrushchovka4.jpg

Катя, спасибо, что заходишь к нам, да еще с такими подарками. Будем изучать. Ты имеешь какое-то отношение к этому проекту? Что еще происходит в Цюрихе? Может быть станешь нашим собкором в Швейцарии? А ты над чем работаешь?

К этому проекту - к сожалению, нет (он был закончен в декабре 2008). Возможно, буду работать на кафедре, но это пока неясно. Кстати,о проекте - задавайте вопросы, в отчете 390 страниц...
В Цюрихе и окрестностях происходит много интересного. Можно попросить сделать отдельный пост с темами дипломных проектов? Мне, кажется, есть чем поделиться.
Работаю над двумя большими проектами - генпланы для SciencePort Holland и территории между аэропортами Ле-Бурже и Шарль де Голь - и несколькими поменьше, самый интересный - дизайн Hardturmstrasse в ZuerichWest.

А вот еще хороший пример реконструкции:
http://www.lacatonvassal.com/index.php?idp=57Your text to link...