Выставка Венецианские впечатления

Архитектурная биеннале 2010 года проходит под девизом "Люди встречаются в архитектуре". Сама эта фраза уже подразумевает смещение акцента с визуальной репрезентации объекта к функционально определенной реальности непосредственной встречи, общения и взаимопроникновения идей и образов. Как человек, имеющий некоторое профессиональное отношение лишь к внешней и зримой стороне архитектуры, я вынужден сознаться, что наиболее яркие, тонкие и выразительные работы с выставки остались буквально за кадром этого небольшого фотоотчета. Блестящая инсталляция Дзуньи Исигами "Архитектура как воздух", заслуженно получившая золото за проект, принципиально не поддается съемке, так как соткана из тончайших карбоновых нитей, видимых лишь с небольшого расстояния (к тому же работа была буквально уничтожена толпой журналистов, прошедших сквозь неё в первый же день превью). Впрочем, все тексты и концепты можно легко найти в сети.
Вот, однако, некоторые из тех работ, которые снять всё же удалось.

Национальные павильоны

АВСТРАЛИЯ
Now and When
Кураторы: Джон Голлингс, Иван Рьявец

Один из самых захватывающих аттракционов на биеннале. Два стереофильма, один (Now) о нынешнем континента, где подавляющее большинство населения обитает в сверхвысотных мегаполисах побережья, в то время, как запад зияет поражающими воображение гигантскими шахтами и карьерами, из которых черпается материал для строительства городов; другой (When) - рендеринги конкурсных проектов далекого будущего. Народ стоит в очереди за стереоочками.

Australia 1

Australia 2

АВСТРИЯ
Under Construction
Куратор: Эрик Оуэн Мосс

Стройплощадка. Австрийские архитекторы строят за рубежом, иностранцы приезжают в Австрию. Идея австрийской культуры, как перманентной перестройки и переосмысления ценностей.

Austria

БАХРЕЙН
Reclaim
Куратор: Нура Аль-Сайех

Золото за национальный павильон. Пламенный привет с Востока Николаю Переслегину. Три рыбацких сарая аккуратно разобраны и перевезены в Венецию. По мере того, как девелопмент наступает на побережье, лачуги уходят на сваях все дальше в море.

Bahrein

БЕЛЬГИЯ
Usus/Usures
Кураторы: Ариана д'Хооп, Бенедикта Зитуни

Сначала кажется, что попал на очень приличную, но вполне заурядную выставку умеренно современного искусства. Когда понимаешь, что все работы - это естественные следы человеческого присутствия в архитектуре (протертый паркет, следы от мебели на линолеуме и ковролине, перила с облезшей от сотни рук краской), становится просто хорошо от ясности идеи и класса исполнения.

Belgium 1

Belgium 2

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Villa Frankenstein
Кураторы: muf architects

Тот самый случай, когда для получения кайфа от выставки надо обязательно читать сопроводительные материалы. В английском павильоне несколько хитро связанных между собою независимых проектов. Монтаж из венецианских дневников Рёскина и любительских снимков Венеции 1960-х годов можно разглядывать бесконечно. Самое большое пространство павильона переделано в амфитеатр для ежечасных уроков рисунка.

England

ВЕНГРИЯ
Borderline Architecture
Куратор: Андор Весеёнь-Гарой

Очень красивая, точная и романтичная работа о рождении архитектурной формы из акта карандашного рисования.

Hungary 1

ГЕРМАНИЯ
Sehnsucht
Кураторы: Кордула Рау, Эберхард Трёгер, Оле Фишер

В названии страстное желание и одновременно его неутолимость. Два зала - один буквально завешан эскизами, набросками и зарисовками, второй многократно умножает пустоту зеркальными стенами. Пустота катализирует жажду формы, но принципиально не насыщается.

Germany

ГОЛЛАНДИЯ
Vacant NL
Кураторы: Рональд и Эрик Риитвельды

Голландский павильон в Джардини был построен в 1954 году. Если вычесть из его возраста суммарную продолжительность всех выставок, получится, что он пустовал 39 лет. Экспозиция посвящена перспективам временного использования пустующих помещений, которых, как выяснилось, в Голландии очень и очень много.

Holland

ИТАЛИЯ
Ailati
Куратор: Лука Молинари

Один из разделов итальянской экспозиции называется "Лаборатория Италия". Здесь жизнь ставит перед архитекторами свои нелегкие проблемы, вроде "как нам обустроить современный город?" или "что делать с товарами, конфискованными у мафии?"

Italy

КАНАДА
Hylozoic Ground
Куратор: Филип Бизли

Феномен самозарождения мыши в гнилом зерне известен человеку с древнейших времен. Цифровые технологии делают хилозоику значительно приятнее глазу. Лес из светящихся полупрозрачных образований, оснащенных датчиками движения. Нравится детям.

Canada

КИТАЙ
Here for a Chinese Appointment
Куратор: Тань Кеянь

На мой взгляд, визуально удачное решение в одном из самых красивых интерьеров Арсенала.

China

ПОЛЬША
Emergency Exit
Куратор: Элиас Редстон

Страшилка на тему ужасов урбанизма. Много дыма, мало света, но можно залезть высоко-высоко и прыгнуть оттуда в клубящуюся пучину облаков.

Poland

РОССИЯ
Factory Russia
Кураторы: Сергей Чобан, Павел Хорошилов, Григорий Ревзин

Мне посчастливилось внести посильный вклад в подготовку выставки российского павильона. Как сильно изменилась постройка Щусева за последний год! После ремонта ей уже не страшна венецианская непогода! Пусть на улице поливает дождь, ему не замочить уже больше ни экспонатов, ни посетителей! Пусть снаружи жара, современная система кондиционирования воздуха подарит гостям желанную прохладу.
Экспозиция посвящена планам реконструкции Вышнего Волочка. В первом зале демонстрируется черно-белый видеофильм, поэтично представляющий сегодняшние будни города.

Russia 1

Во втором представлена живописная диорама преображенного Волочка, отраженная, словно в чистой воде, в зеркале пола. Чу, в воздухе разносится звонкое птичье пение!

Russia 2

Третий зал отдан проектной документации и фотофиксации дня настоящего. Зарубежные посетители с нескрываемым интересом знакомятся с экспозицией.

Russia 3

РУМЫНИЯ
1:1
Куратор: Тудор Влашчяну

На одного жителя румынской столицы приходится 94,4 м2 площади. Вот наглядная иллюстрация.

Romania

ЯПОНИЯ
Tokyo Metabolizing
Куратор: Ко Китаяма

Экспозиция приурочена к пятидесятилетию движения метаболистов, провозгласивших отказ от фиксированной функциональности городской среды и приоритет гибкого масштабируемого проектирования. На двух плакатах противопоставляются монархическая радиальная и капиталистическая ортогональная модели городов. У Токио с его зернистой структурой - третий путь, посткапиталистический. Пафос в том, что у японцев есть фора в нынешнюю эпоху краха капиталистических ценностей. Город преобразуется из конгломерата бизнес-функций в пространство для жизни.
Радует масштаб макетов, вспоминается Гулливер.

Japan

Индивидуальные проекты в Арсенале

ОЛАФУР ЭЛИАССОН
Your Split Second House

С потолка свисают шланги, раскачиваемые на эксцентриках. Из шлангов брызжет вода. Все это освещается стробоскопами. Водяные хлысты с опереньем из брызг замораживаются мгновенными вспышками. Потрясающе красиво и очень поучительно.

Eliasson

R&Sie(n)
Isobiot®ope / thebuildingwhichneverdies

Здание представляет собой ночную обсерваторию, вращающуюся вокруг своей оси. После восхода луны, лаборатория собирает лунный свет и усиливает его. В ночной тьме светятся детекторы ультрафиолета. Их фосфоресцентный компонент (оксид изобиот®опина, ясное дело) отдает набранное за день и пропущенное озоновым слоем излучение, свидетельствуя об ультрафиолетовой патологии человека. Таким образом очищается загрязненная световая среда современного города.
Такие описания довольно обычны для детей из лабазовского ДЭЗа. А вот трактовка девиза у французских биоархитекторов вполне себе взрослая.
"Встреча с кем-либо означает предстояние неизвестному, странному, противостоящему вашему отторжению перед приятием незнакомого окружения. Она не приятна и не удобна... Встреча не подразумевает погружения в стихию бала-маскарада или сворачивания в комок в углу темной комнаты, как церемония, предназначенная исключительно для суммы личностей. Она означает совместное переживание опасности"
Я знавал людей, для которых эта цитата прозвучала бы банальностью. Зачастую, дело не обходилось без оксида изобиот®опина.

R&Sie(n)

MUMBAI ARCHITECTS
Work-Place

Изучение предназначения архитектуры через концентрацию и внимание к деталям в мастерской по производству макетов. Спецприз жюри.

Mumbai

architecten de vylder vinck taillieu
7 houses for one house

Проект, созданный для инициированного Херцогом и деМероном конкурса ordos 100 project. Вилла площадью 1000 м2 масштабируется в 7 домов по 150 м2.

vylder vinck

TRANSSOLAR И ТЕЦУО КОНДО
Cloudspace

Комментарии излишни. Концентрация фотографов в зале значительно превышала предельно допустимую.

Cloudspace 1

Cloudspace 2

АНТОН ГАРСИЯ-АБРИЛЬ И ENSAMBLE STUDIO
Balancing Act

Балансировка как цирковой жанр, инженерная дисциплина и эстетическое упражнение. Одновременное равновесие внутри конструкции из двутавров и системы из самой конструкции и исторического интерьера. Очень красивый многомерный трюк.

Balancing 1

Balancing 2

И еще, напоследок, об оставшемся за кадром. Очень эффектен декларативный пафос французского павильона, где под кураторством Доминика Перро говорящие архитектурные головы зовут в светлое будущее урбанизма. Особенно хорош похожий на Доктора Зло Нувель. Великолепны швейцарцы, показавшие фотовыставку Мартина Линзи про мосты в пейзажах: фирменный швейцарский дзен, что так здорово проявляется у Цумтора и Динеров здесь просто лечит разум, разбухший от неразрешимых проблем. Поэзия серьёзности в иконографическом проекте Колхааса о наследии (вот одна из таких проблем). Наконец, лучшая, на мой взгляд, коллатеральная выставка - Пиранези на острове Сан-Джорджо.

Специально для archclass.ru

Комментарии

в русском павильоне, я так понимаю, идет ремонт?

Какой здоровский отчет! Спасибо.

Юра, спасибо за репортаж! Интересно сравнить с впечатлениями Григория Ревзина в "Коммерсанте-weekend". Видел ли выставку Коолхааса в павильоне Италии на тему сохранения наследия?

Удивительная инсталляция Ишигами. Просто восторг. особенно, когда я вспоминаю какой большой арсенал, и какое там все старое и огромное. То, что инсталляция порвалась - даже круто, по моему! Настолько мимолетная, как бабочка.

А диорама во втором зале в Русском павильоне (по фотографиям оцениваю) - мне не очень понравилась. Какое-то все лубочное, и сделано как в театре или как в Шоу Трумана.

Кирил, ремонт закончен.
Никита, я только что дописал отчет. Проект Колхааса заслужил своё золото однозначно.
Леонид, своё отношение к русскому павильону я, будучи участником экспозиции, выразил единственно возможным образом, а именно стилистическим маркированием. Если же продолжать разговор о нашей экспозиции, то нельзя не сказать об одном очень важном её отличие от большинства других проектов биеннале. В то время, как остальные авторы, определяя некий комплекс проблем, постулируют их принципиальную неразрешимость, более того, осознают важность этой самой неразрешимости как базиса для активного делания, наши дают прямой и однозначный ответ.

Кстати, отчет с лекции Колхаса

Спасибо, вчера уже почитал. Интересно представить архитектора на обложке нашего "Тайма", например "Огонька" или, ну допустим, "Власти"... Что за архитектор может туда попасть?

Про неразрешимость - прекрасное наблюдение. Очень важный элемент в мире после ответов.

Да, Юрий,я понял - про звонкое птичье пенье. Наверное, действительно, у экспозиции верный посыл, как Вы и сказали. Я просто судил по фоткам.

Еще раз спасибо за отчет. Очень интересный.

Юра, спасибо! Блестяще по форме и серьезно по содержанию. Ревзин курит в тамбуре!

Благодарствую. Очень четкое и интересное описание всего происходящего.

Большое спасибо!
Интересно-1: что от года к году формируется обязательный лексикон выставочной архитектуры: облако, ready-made, ощущение пространства через густоту веревочек, сетчатые небоскребы вместе с историей про ужасы большого города, односемейный домик-паразит, засевший на крыше многоквартирного монстра, игры с зеркалами (понравилось в павильоне Германии, не понравилось в павильоне России) и водой.
Интересно-2: Что было бы, если бы Колхаас c CRONOCAOS и Mumbai Architects с Work-place поменялись темами. То есть Колхаас сделал бы проект о внимании к деталям и свойствам материалов, а Bijoy Jain, как в интервью, рассказал о реставрации без участия архитекторов, но с вниманием к особенностям здания („…observing nuances embedded in buildings…”). И сравнить. Я думаю, вставляло бы.

Интересное предложение. Наплевать конечно Коолхаасу на детали и свойства, но образуйся вдруг такой тренд, не ударил бы в грязь лицом. Чутье никогда его не подводит, а нынче, стало быть, нет спроса на нюансы.