Здание-контейнер АВТОМОБИЛЬНЫЙ САЛОН
1999 год 3 курс, 6 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

В самом общем смысле здание есть сознательно выделенное, т.е. ограниченное пространство для определенного функционального процесса. Здание предстаёт как упорядоченная совокупность пространств, заключённых снаружи в единую оболочку («упаковку»), образующую материальную объемную форму.

Иными словами здание, подобно сосуду, имеет двойственную природу, обладая внешней формой и, одновременно, пустотой внутри, предполагающей содержательное наполнение. За этим очевидным фактом стоит фундаментальная философская проблема соотношения формы и содержания, внешнего и внутреннего.

В архитектуре внешнее и внутреннее проявления здания имеют совершенно разный статус бытования. Внешняя форма принадлежит открытому пространству, взаимодействует с небом, землёй, природным и искусственным окружением. Внешняя форма воспринимается в первую очередь визуально.

Внутреннее пространство так или иначе изолировано, ограничено, подчинено замкнутым в нём процессам, наполнено собственной физической и эмоциональной атмосферой. Внутреннее пространство не только, и не столько видится, сколько переживается. Но внутреннее пространство и внешняя форма здания существуют в нерасторжимом единстве, опосредуя друг друга в системе пространственных границ.

Двойственная природа архитектурной формы здания предполагает и соответствующий творческий процесс проектирования. Существует распространенное заблуждение, что можно сочинить какой-то объем, внешнюю форму, а потом наполнить её пространственным содержанием. На самом же деле в ходе проектирования архитектор должен удерживать и контролировать в своём воображении всё здание целиком, видеть и переживать его одновременно изнутри и снаружи, и, последовательно разрабатывая форму, двигаться от смутных образов к её точному выражению в целом и в деталях.

 

Проект выполняется в два этапа.

ЭТАП 1. АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ ЗДАНИЯ

Вам предлагается провести визуальный анализ архитектурной формы одного из предложенных объектов с привлечением, по возможности, дополнительных литературных источников. Основная задача предлагаемого анализа - определить принципы и характер взаимоотношений внутреннего пространства и внешней формы в конкретном здании.

Понятно, что построенное здание представляет собой неразрывное целое в совокупности своих компонентов, однако для учебного задания представляется целесообразным провести анализ по следующим отдельным позициям и последовательно отразить их в докладе:

 

а. ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО И ОСВОЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

- форма и структура - параметры, геометрия, цельность-расчлененность, пространственные взаимоотношения основных и вспомогательных помещений;

- содержательное наполнение - соотнесенность пространства с функцией, жизнедеятельность (сценарий и процессы), предметное наполнение;

- границы - организация и проявленность границ пространства, плотность- прозрачность поверхностей, структура проемов, ритмы, пластика, материалы, иерархия элементов;

- качества пространства - атмосфера, свет, образ;

 

б. КОНСТРУКЦИИ

- тип и структура, параметры конструкций, покрытие, несущие конструкции;

- роль конструкций в организации пространства и формы (форма следует конструкции - конструкция следует форме);

- артикулированность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве (активно проявлены - скрыты);

 

в. ВНЕШНЯЯ ФОРМА

- форма и структура объема - величина, геометрия, масса, расчлененность, силуэт, проявленность вовне структуры внутреннего пространства;

- поверхности наружного ограждения и их структура - плотная - разреженная, глухая - прозрачная, плоская - рельефная, структурная упорядоченность, ритм, пластика;

- материалы наружного ограждения - принципы использования, фактуры;

- образные качества - монументальность, лиризм, нейтральность - агрессивность, ассоциации, аналоги;

 

г. ЗДАНИЕ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

- градостроительная ситуация - коммуникации, соотношения с окружающей застройкой, (масштаб, масса), точки зрительного восприятия;

- взаимосвязи внутреннего пространства с окружением - изолированность - слитность, визуальные связи, буферные пространства;

- переход снаружи - вовнутрь - артикулированность входа, резкость - плавность перехода;

 

д. АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

- реконструкция авторской концепции формообразования;

- главная архитектурная тема здания;

- идейные и формальные предпосылки архитектурного решения;

- источники формообразования (традиция, фольклор, органическая форма, абстрактная геометрия, пластические ассоциации, технология, символы и знаки, и т.п.);

 

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

 

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Арх. Аристотель Фиораванти, 1475-79

Соборная площадь Московского Кремля

2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ (б. Манеж)

Арх. А.Бетанкур (при участии О.Бове). инж. А.Карбонье, 1817

Манежная площадь 1

3. КЛУБ им.РУСАКОВА

Арх. К.С.Мельников, 1927-29

ул.Стромынка 6

4, ПАВИЛЬОН «КОСМОС» (б. «Механизация»)

Арх. В.Андреев, И.Таранов, 1939 -1954

ВВЦ (б.ВДНХ)

5. МУЗЕЙ-ПАНОРАМА БОРОДИНСКОЙ БИТВЫ

Арх. А.Корабельников, С.Кучанов, А.Кузьмин, 1962

Кутузовский проспект 38

6. КИНОТЕАТР «ПЕРВОМАЙСКИЙ»

Арх. Д.Солопов, М.Казарновский, 1969

ул. Первомайская 93/20

7. ПАВИЛЬОН «ЦВЕТОВОДСТВО»

Арх. И.Виноградский, И.Пяткин, 1970

ВВЦ, (б.ВДНХ)

8. ВЕЛОТРЕК

Арх. Н.Воронина, А. Оспенников, инж. В.Ханджи, 1976 -79

ул. Крылатская 10

9. ОЛИМПИЙСКИЙ БАССЕЙН

Арх. М.Посохин, Л.Аранаускас и др., инж. Ю.Львовский, 1977-80

Олимпийский проспект 16 - проспект Мира

10. ДАНИЛОВСКИЙ РЫНОК , 1981

площадь Серпуховская Застава

 

Следует произвести зарисовки на месте, реконструировать по впечатлению (или пользуясь дополнительной литературой) планы и разрезы здания.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАБОТЫ: Анализ представляется в виде последовательного доклада по предложенным позициям (7-10 мин.). Доклад должен быть иллюстрирован графическими материалами в виде зарисовок, аналитических схем и текстовых комментариев на листе А1 (60х80).

ЭТАП 2. ПРОЕКТ ЗДАНИЯ

ЗАДАЧА: Вам предлагается спроектировать здание, содержащее по существу одно крупное пространство, обеспечивающее один, завершённый в себе жизненный процесс. (Все остальные помещения в зданиях такого типа по объему и функции являются вспомогательными).

Перед вами стоит задача создать внутреннее пространство, функционально и эмоционально соответствующее данному процессу и, в тоже время, сформировать объём, воспринимаемый извне и отражающий как «давление изнутри», так и влияние внешней среды.

Следовательно с одной стороны вам надлежит определить все параметры внутреннего пространства - геометрию, пластику, структуру границ, освещение, систему связей и функционального обеспечения и т.п., вплоть до отделочных материалов, деталей и предметного наполнения.

С другой стороны, с той же степенью подробности, вы должны проработать все аспекты внешней формы - от массы и структуры до материалов и элементов наружного ограждения, Вами также должны быть определены взаимосвязи - непосредственные и визуальные, функциональные и символические - между внутренним пространством и окружением.

Особое внимание следует уделить конструктивному решению большепролётного покрытия, часто играющему определяющую роль в архитектуре зданий подобного типа.

Поскольку конкретных ситуаций для размещения зданий не предлагается, вам предстоит сочинить схематический генеральный план с размещением здания на гипотетическом участке, системой подходов и подъездов и ландшафтным решением территории.

 

КЛИМАТ: Все предложенные для проектирования объекты располагаются в средней полосе России. Соответствующие климатические условия должны быть учтены в общем замысле и в технических и конструктивных решениях, Особое внимание следует уделить рациональному использованию энергии (отопление -охлаждение и т.п.), что должно найти отражение в разумных соотношениях остеклённых и глухих поверхностей, правильной ориентации зданий по странам света и пр.

УЧАСТОК: Территории для всех трех объектов условно предполагаются плоскими, без выраженного рельефа. Площадь участка - около 1 га. Участки обеспечены всеми необходимыми инженерными сетями. Предполагается, что проектируемые объекты достаточно удалены от застройки и не вступают с ней в композиционные отношения.

ФУНКЦИЯ: При проектировании должны быть учтены специфические функциональные и типологические требования, предъявляемые к сооружениям данного типа. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими нормами, планировочными нормалями и аналогами.

КОНСТРУКЦИИ: Для перекрытия зданий должны быть использованы эффективные большепролетные конструкции без промежуточных опор или с минимально-необходимым их числом, увязанным с функциональными и композиционными требованиями. Конструкции вспомогательных помещений могут быть относительно независимыми.

 

 

Салон располагается вблизи магистрали на выезде из Москвы (например в районе г.Химки). Участок открытый,  хорошо просматриваемый с шоссе. На участке предусматривается подход и подъезд с магистрали,  стоянка для клиентов и персонала на 50 автомобилей. 

В здании постоянно экспонируются для свободного осмотра 20 - 25 автомобилей,  мотоциклов и микроавтобусов одной или нескольких фирм. Площадь экспозиции для одной машины - от 50 до 80 кв.м. В салоне возможно предусмотреть пространственную дифференциацию по типам или по фирмам.

Следует обеспечить удобную доставку машин к месту экспозиции и хорошие условия для их осмотра. Продажа производится по образцам со стоянок вне салона. 

Дополнительные консультации и сделки производятся в офисе.

 

СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ:

1. Входная группа - 100 кв.м

- информация,  рецепция,  санузлы,  кафетерий;

2. Торгово-выставочный зал - 1600 кв.м,  в том числе:

- экспозиционные площадки

- информационные стенды или боксы (5х30 кв.м)

- зоны отдыха посетителей

3. Группа административных помещений - 80 кв.м

4. Группа обслуживающих помещений - 300 кв.м

- мастерские,  прием машин,  тех. персонал  и т.п.

5. Группа вспомогательных помещений -200 кв.м

- камера кондиционирования,  трансформаторная,  электрощитовая,  складские и подсобные помещения

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

 

1.Схема генплана - М 1:500;

2. Планы этажей М 1:100 - 1:200;

3. Разрезы с проработкой конструкций и интерьеров М 1: 50 - 1:100;

4. Фасады М1:100;

5. Фрагмент фасада М 1:50 - 1:20;

Окончательный объем подачи будет уточняться индивидуально в процессе консультаций.

 

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:

13 марта, суббота - выдача задания, вводная лекция

17 марта, среда - представление анализа

20 марта, суббота - представление концепции, обсуждение

2-3 апреля, представление эскиза;

24 апреля, сдача задания