Интерьер КНИЖНЫЙ МАГАЗИН
1998 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

В архитектуре понятие «интерьер» связано с содержанием и организацией пространства внутри зданий. Внутреннее пространство зданий обычно расчленено на ряд помещений по функциональным и качественным признакам - комнаты, залы, холлы, коридоры и пр. Интерьеры пространственно связанных помещений являются частями целостного композиционного решения, и, в тоже время, обладают индивидуальными чертами. Архитектурное решение интерьера подчиняется как функционально-типологическим особенностям помещения, так и эстетическим установкам, отражающим дух времени или определенную стилевую тенденцию.

Интерьер воспринимается в целостности и единстве его характеристик. Однако для профессионального освоения механизма формирования интерьера как художественного целого полезно проанализировать принципы сложения этого целого из отдельных компонентов.

Первый компонент - это пространственная форма-оболочка интерьера, его физические границы и материальное обрамление. Форма-оболочка определяет характерные качества ограниченного пространства - его абсолютную величину, геометрическую форму, расчлененность на участки (крупная пластика), статичность - динамичность, степень изолированности, распределение естественного света.

Второй компонент - декор ограждений, т.е. оформление и деталировка отдельных плоскостей и конструктивных элементов формы-оболочки - стен, опор, потолков, полов и т.п. Форма и материал ограждений, их пластическая и цветовая обработка, характер деталей во многом предопределяют индивидуальные образные черты интерьера.

Третий компонент интерьера - его предметное наполнение (оборудование и мебель) характеризуют функционально-типологическое содержание среды. Форма и материал элементов оборудования, их группировка в пространстве существенно влияют на образные и функциональные качества интерьера.

Архитектурная проблема проектирования интерьера распространяется на все уровни освоения пространства - создание самой пространственной формы, трактовка ее границ вплоть до деталей, разработка предметного наполнения и расположение вещей в пространстве.

В этом проекте вы столкнетесь с жесткими пространственными и техническими ограничениями, с реальностью контекста. Практикующий архитектор чаще всего работает именно в такой ситуации, будь то работа в городской среде или в интерьере. Такие ограничения следует рассматривать не как тормоз, сковывающий творческое воображение, а, напротив, как источник и импульс порождения яркой и неординарной архитектурной концепции.

Вы также столкнетесь с проблемой развитой функции - т.е. с совокупностью разных жизненных процессов, протекающих в одном пространстве. Каждый из этих процессов предполагает свои собственные формы пространственной организации, свои типы предметного обеспечения. В тоже время все этим процессы взаимосвязаны и перетекают один в другой. Оригинальное функционально - типологическое решение может придать интерьеру своеобразные индивидуальные черты.

 

Проект выполняется в два этапа.

ЭТАП 1: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРОВ

Вам предлагается провести сравнительный анализ интерьеров двух помещений, типологически однородных, но отражающих различные стилистические установки.

Вам предстоит:

- посетить предложенные объекты, провести натурные наблюдения,

- зафиксировать в текстах и зарисовках свои непосредственные впечатления,

- проанализировать архитектурные средства, порождающие эти впечатления,

- оценить, по возможности точно, физические параметры объекта,

- попытаться реконструировать проекции интерьера (план, разрез, развертки) в масштабных рисунках и схемах.

Анализ должен охватывать все компоненты интерьера, а именно:

- параметры и геометрию формы,

- раскрытие функции в данной форме - движение, положение оборудования, освещение,

- композицию пространства - доминанты, акценты и фон, направленность движения, композиционные средства,

- декор ограждений - материал, цвет, детали, взаимосвязи отдельных элементов ограждений,

- оборудование - стандартное, индивидуальное, форма, материал,

- освещение - естественное и искусственное, распределение в пространстве, характер и тип, общее, локальное,

- особенности стилистики, композиционная целостность.

Следует проанализировать композиционные и типологические особенности интерьеров и истолковать применение тех или иных архитектурных средств в функциональном, эстетическом и общекультурном аспектах. Вместе со своим напарником вы должны обследовать и проанализировать оба объекта типологической пары, обращая внимание на их сходства и различия. Оба объекта должны быть рассмотрены по единой методологической схеме и материалы анализа представлены в сопоставимой форме.

 

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

 

1-2. МЕТРО / перонные залы

1.станция «Кропоткинская»

арх. А. Душкин, Я.. Лихтенберг, 1935г.

2. станция «Кожуховская»

арх. Метрогипротранс, 1980г.

 

3-4. МУЗЕЙ / выставочный зал

3. Музей им. Пушкина, итальянский дворик

арх. Р. Клейн, 1898- 1912гг.

Волхонка, 12

4. Музей В.Маяковского

арх. А.Боков, худ. Е.Амаспюр, 1988г.

Мясницкая ул., угол Лубянской пл.

 

5-6. РЕСТОРАН / обеденный зал

5. Ресторан «Архитектор», ЦДА

арх. М.Мержанов, А.Власов, 1940г

Гранатный пер. 5

6. Ресторан «Атриум»

арх. А.Бродский, И.Уткин, Е.Монахов, 1988г.

Ленинский проспект, 44

 

7-8. МАГАЗИН / торговый зал

7. Магазин «Империал»

арх. М.Филиппов, 1998г.

Тверская ул., 28 / подвал

8. Магазин «Арсенал»

арх. Д.Винниченко, Н.Сидорова (бюро АБД), 1997

ул. Пресненский вал, 36

 

9 -10. ОФИС

9. Компания «Сергей Киселев и Партнеры». 1996

5й Монетчиковский пер., 3

10. Компания «АБД», 1997г.

Бобров пер., 22

 

11. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

11. Зал Центрального дома архитектора

арх. А.Власов, 1940

Гранатный пер., 5

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ: Результаты анализа представляются графически и текстуально на одном или двух листах (оба объекта вместе или порознь) в объеме и манере, наиболее полно и точно характеризующих объект. Важной частью представления является подготовленный доклад, который должен точен и краток.

Работа по анализу выполняется самостоятельно, без консультаций

 

ЭТАП 2: ПРОЕКТ

 

Вам предлагается разработать проект интерьера небольшого операционного или торгового зала внутри существующего здания,  Вам предстоит организовать композиционно целостную и художественно содержательную общественную среду,  обеспечивающую наилучшие условия для заданных жизненных процессов. Оставаясь в пределах заданного пространства вам надлежит определить форму и местоположение зала,  определить его собственную композиционную и функциональную структуру,  пользуясь разнообразными средствами архитектуры и дизайна. В процессе работы над проектом вы должны установить типологические параметры объекта,  такие как технология,  нормали площадей и их соотношения,  типы оборудования и принципы их размещения,  требования к материалам,  освещению и т.п. Одновременно следует сосредоточить внимание на образно-пластической концепции интерьера и разработать ее от общего замысла до деталей.

 

УСЛОВИЯ: Пространство,  предложенное для размещения магазина или турагентства расположено в 1-м этаже реального дома в центре Москвы. Здание построено в 1912 году в характерной для того времени эклектической стилистике. Стены здания - кирпичные,  перекрытия - по деревянным балкам с опорой на продольные стены. Для обеспечения связи зала с отметкой тротуара,  а также при обоснованной необходимости уровень пола может быть изменен. Лестница входа может располагаться как внутри здания,  так и снаружи. Вход в зал должен быть предусмотрен с тротуара в пределах габаритов существующих оконных проемов. Служебный вход предусматривается со стороны заднего двора. Площадь залов для проектирования - примерно 100 кв.м. Остальное пространство занимают служебные,  складские и технические помещения. В целях упрощения учебного задания эти помещения в проекте не разрабатываются,  однако функциональные связи между ними и залами должны быть продуманы.

 

 

 

функция а. продажа книг

процесс - самообслуживание

оборудование - место для хранения сумок покупателей, стеллажи, полки, витрины, столы и т.п. для различного типа  выкладки книг, места  для просмотра книг 

функция б. консультации 

процесс - беседы покупателей с продавцами - библиографами, библиографические справки и пр.

оборудование - места для консультантов и посетителей, компьютеры (для библиографического поиска)

функция в. контроль и оплата покупок

процесс - расчет покупателей с продавцом, упаковка товаров

оборудование - кассово-расчетный узел 

функция г. клубная активность

процесс - периодическая организация различных публичных акций - встреч с авторами,  дискуссий,  тематических вечеров,  выставок и т.п.

оборудование - необходимое для размещения публики (по проекту),  

функция д. буфет (по желанию)

процесс - во время акций - устройство коктейлей и т.п. 

в торговые часы возможно  кофе,  напитки

оборудование - барная стойка

 

Книжный магазин предполагается фирменный или специализированный - например книги и журналы по гуманитарным наукам, искусству, архитектуре, кино, на иностранных языках и т.п. (типа «Гилея», «Zwemmer», «Ad Marginem», «Shakespeare and Co», в Москве)

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 

1. План интерьера с расстановкой оборудования М 1:50

2. Аксонометрия зала М 1:20

3. Развертки, детали и др. М 1:20 4. Перспективные рисунки интерьера с различных точек

 

 

 

Окончательный набор материалов для представления, масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

 

25 ноября, среда - выдача задания

2 декабря, среда - представление работ по анализу, доклады, обсуждение

9 декабря, среда - представление концепции, групповое обсуждение

12, 16, 19, 23 декабря - индивидуальные консультации

26 декабря, суббота - сдача проекта, обсуждение, оценки