Вещь МОЕ СУПЕРКРЕСЛО
2006 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

ВЕЩЬ ж. нечто,  предмет, отдельная единица,  всякая неодушевленная особь; в обширном смысле,  все,  что доступно чувствам / Пожитки,  движимое имущество.//...И дом вещь,  и игла,

МЕБЕЛЬ ж. франц. Стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы,  лавки,  стулья,  шкафы и пр.

В.Даль «Толковый словарь...»

 

Бог - в деталях

Людвиг Мис ван дер Рое

 

1. Человеческая жизнь невозможна без участия вещей. Все разнообразие жизненных процессов,  вся наша «повседневная хореография» (Дж.Джейкобс) сопряжена с предметами. Будучи,  по определению П.Флоренского,  продолжением нашего тела,  вещи точно соотносятся с его параметрами в статике и динамике. В тоже время все вещи наделены особым социальным и культурным содержанием. При одних и тех же размерах,  пластическая,  знаковая и поэтическая сущность вещей меняется во времени и пространстве. Вещь - это не только инструмент,  но и культурный знак.

2. Любой объект проектирования предполагает некоего потребителя. Это значит,  что дизайнер и архитектор обязательно вступает в очень сложный и ответственный диалог со своими клиентами, где сталкиваются «Я» автора с «Я» другого человека или многих людей. Самым трудным случаем является проектирование для самого себя,  когда произведение становится автопортретом.

3. Все окружающие нас вещи сделаны из тех или иных материалов. Каждый материал обладает определенными свойствами,  не только физическими и конструктивными, но также культурными и эмоциональными. Точность выбора материала для решения конкретной задачи, правильное использование его конструктивных свойств в узлах и деталях в решающей мере предопределяют эстетические качества вещей в современном дизайне и архитектуре.

4. Нomo sedentarius против Нomo erectus. Прямохождение было одним из 

отличительных свойств человека по сравнению с животными. Современный человек большую часть времени проводит сидя (30-45%) или лежа (еще 30%). Сидя мы работаем и отдыхаем, сидим в транспорте и дома. Почти все многообразие нашей деятельности протекает в одной позе, а с развитием телекоммуникаций, и в одном и том же месте (дом-офис). При этом для каждого вида деятельности существует специализированная мебель, что не всегда удобно и экономно.

ЗАДАЧА

АНАЛИЗ ВЕЩИ: 

выбрать два объекта для анализа. 

Объект 1. Это должен быть реальный предмет, предназначенный для сидения (кресло, стул, табурет и т.п.), находящийся в доме, на улице, в общественном месте, в мебельном магазине, музее или в транспорте. 

Объект 2 – предмет, выбранный вами из книг, журналов или каталогов.  Этот объект мебели может быть спроектирован известным дизайнером или архитектором, принадлежать определенной исторической эпохе, или отличаться особыми конструктивными и функциональными качествами. 

Сам по себе выбор является существенной частью проекта, отражая ваши пристрастия и интересы в сфере дизайна.

произвести обмеры Объекта 1. Сделать чертежи этого объекта с указанием размеров и материалов (проекции, сечения,  узлы) в масштабе 1:5, 1:2.

Сделать рисунки и схематические чертежи Объекта 2. По возможности привести размеры. 

Дать описание объектов с трех точек зрения:

Форма: размеры, геометрия, структура, материалы и конструкция, сочленение деталей между собой. Важно дать не просто описание, но выявить логику формы, как отдельные детали работают вместе, какую роль выполняет каждая из них.

Функция: для чего предназначен предмет, как он работает, насколько вариативно его использование, проанализируйте эргономику вещи, ее антропометрические характеристики в статике и динамике.

Образ: какое впечатление производит предмет, какие ассоциации вызывает, какие культурные смыслы он в себе содержит,  как и за счет чего достигается такой эффект. Кто потребитель, «культурный герой» этой вещи? 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА: 

Чертежи обмеров, рисунки и тексты на листах формата А2 на жестком основании.

 

ПРОЕКТ

Спроектировать суперкресло - уникальную вещь,  которая могла бы обслуживать возможно большее число ваших повседневных жизненных потребностей - работа, учеба, отдых, развлечения, прием пищи, сон и пр. 

В процессе проектирования проанализировать свой характер, тип и образ жизни,  продумать сценарий жизнедеятельности,  определить набор элементов суперкресла,  их формы и взаимосвязи. 

Особое внимание уделить  функциональной и композиционной интеграции «сложного целого» из отдельных элементов, выбору материалов, конструктивным решениям. 

Визуальные и композиционные характеристики объекта (конфигурация, масса, ритм, членения, цвет) связать с чувственно-тактильными характеристиками (жесткое - мягкое, теплое - холодное,  гладкое - шершавое и т.п.)

 

УСЛОВИЯ

Объект располагается в некоем закрытом пространстве (условно - большая комната, ваша мастерская). Он может быть как жестким, так и трансформируемым - с откидными,  выдвижными и т.п. элементами. Габариты суперкресла должны соответствовать антропометрическим параметрам и опираться на здравый смысл. Суперкресло обеспечено электричеством, возможно устройство местного освещения,  равно как и использование любых электронных систем.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: 

макет в масштабе не менее 1:5 в произвольных материалах и конструкциях 

рисунки и чертежи в объеме и масштабах, необходимых для полного представления о композиционной и конструктивной структуре объекта;  

детали и узлы, текстовые комментарии. 

чертежи и рисунки на листах формата А2 на жестком основании.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

2 сентября, суббота — выдача задания на анализ, обсуждение проблемы

6 сентября, среда — представление анализа,  групповое обсуждение, выдача проектного задания 

13 сентября, среда — представление концепции,  групповое обсуждение

16, 20 сентября — индивидуальные консультации

23 сентября, суббота — сдача проекта, оценка, критический анализ, обсуждение