Здание-паззл МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
1991 год 3 курс, 6 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

Проектная задача

Сформировать объект – архитектурную пространственную форму, как синтез структуры и объема (интерьер и экстерьер). Структура многофункционального здания отражает многозначное содержание процесса, части которого происходят в соответствующих пространствах (помещения и их группы). Особенность композиционной организации сложной, многофункциональной структуры заключена в ее дифференциации на пространственные элементы при сохранении единства общей формы как структуры, так и объема.
Объект размещается в городской ситуации в системе застройки, новой или исторической, или на участках, относительно свободных от застройки.

Функционально-технологическая характеристика

Многофункциональность объекта означает более комфортное проведение основного процесса за счет развития дополнительной группы пространств. При этом деятельность в них непосредственно связана  с  основной функцией и задействована в едином процессе. Например, в обучении основные пространства – классы, аудитории, залы дополняются рекриациями, столовыми, библиотекой, актовым залом и м.б. другими пространствами. В музее – экспозиционные залы дополняются  лекционным залом, библиотекой, кружковыми, научно-исследовательскими и реставрационными отделами.
Предлагаемые объекты отличаются доминирующей величиной общественных помещений над обслуживающими. Сами общественные помещения не однозначны и требуют дифференцированного решения по функции и форме. Предварительный анализ деятельного процесса предусматривает внимательное осмысление технологии, выявление групп помещений, их типологических  характеристик, требований к пространственному размещению и связям в пределах здания.
Литературные источники: учебник «Архитектурное проектирование общественных зданий», «Интерьер», пособия по школам, музеям, журналы.
Самые общие исходные сведения по объектам
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА /Варианты – мемориальный, палеонтологический, воздухоплавания, морской флоры и фауны/.
А. Экспозиционные пространства
- залы, галереи, холлы, зал периодических выставок (выбираются в зависимости  от композиционного замысла)   2000 кв.м
- зоны кратковременного отдыха посетителей
Б. Информационный отдел
- лекционный зал на 200 мест   - 200 кв.м
с эстрадной и кинопроекционной   - 30 +30 кв.м
- фойе-выставка  150 кв.м
- библиотека с читальным залом 100 кв.м
- комната экскурсоводов 30 кв.м
В. Входная группа
- вестибюль, касса, киоски 150 кв.м
- гардероб на 500 крючков 50 кв.м
- буфет с подсобкой 80 кв.м
- санузлы, курительная 60 кв.м
Г. Вспомогательные помещения
- хранилища фондов  6 залов от 75 до 50 кв. м
- комната подготовки экспозиции  40 кв.м
- лаборатории, мастерские  5 по 30 кв.м
- комнаты научных сотрудников  8 по 18 кв.м
- кабинеты администрации  8 по 18 кв. м
- хозяйственные помещения 3 по 18 кв.м
Необходимо учесть существенные типологические характеристики музейного здания.
- Соответствие параметров и формы пространств помещений содержанию экспозиции, условиям ее освещения и обозрения
- выбор графика движения посетителей  - последовательный или избирательный, соответствующий обзорным или тематическим маршрутам
- эффективность восприятия повышается с введением пауз, которые могут осуществляться в зонах отдыха, находящихся в залах или между ними.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Индивидуальный образ здания создается в процессе становления  композиции через стремление к художественному образному решению синтеза структуры и объема. На пути освоения сложной пространственной структуры рекомендуется поэтапная работа:
- смысловая функциональная группировка помещений
- групповое зонирование структуры по вертикали и горизонтали
- предварительное определение  характера объемной формы, ее массы
- определение принципа построения структуры (модульность, геометричность,  пространственные отношения и пр.)
- определение принципа композиции пространственной формы (оси, акценты, пластика формы-оболочки,  светоцветовая дифференциация и пр.)
- определение принципа композиции объемной формы, выявление отношения  «структура-объемная форма», выбор элементов связи интерьер-экстерьер, силуэт и пластика объема, материал и цвет
- последовательное развитие художественной идеи через тему, средства гармонизации и соподчинения

СОСТАВ ПРОЕКТА

выбор проекций и их масштабов должны удовлетворять требованию по содержанию необходимых сведений  об объемно-пространственной организации здания, его интерьере и экстерьере, особенностях формообразования, индивидуальных образных чертах архитектуры. Графика по выбору автора проекта.