Здание-паззл МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
1995 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

"...Сила архитектуры уже заложена в той мысли, которая организует элементы дома; мне кажется, что архитектура излучается зданием, а не одевает его, что она скорее аромат, чем драпировка, неделимое целое, а не оболочка."
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, 1927

 

Сложность творческого решения любой архитектурной проблемы заключена в слитности, неразрывности отдельных ее уровней и аспектов - функционального, конструктивного и художественно-образного. В данном проекте, в отличие от предыдущих заданий, на первый план выходит функциональный аспект. Вам предстоит построить в своем воображении уже не одну форму и не одно пространство, а целую взаимосвязанную систему функционально соподчиненных пространств, обладающих к тому же различными свойствами. Бесспорно решение логической, комбинаторной задачи распределения помещений и связей между ними имеет важнейшее значение для проекта. Но процесс проектирования нельзя механически разделить на технический и художественный - уже момент первоначального зарождения общей схемы не может пройти без   обращения к интуиции художника, к его образному, ассоциативному мышлению. И весь проект, во всех его компонентах, даже, казалось бы, самых сухих и приземленных, должен осмысляться как потенциальная художественная форма. Только так, в непрерывном диалоге между утилитарной логикой и художественной интуицией может родиться живое, содержательное пространство, создание которого и есть задача архитектуры.

ЗАДАЧА

Вам предлагается спроектировать общественное здание с развитой функциональной программой, предполагающей   достаточно сложные процессы жизнедеятельности и соответствующие им связи между различного типа пространствами и их группами.     Это значит, что вам предстоит решить целый ряд взаимосвязанных задач: провести функциональную группировку помещений (основные-вспомогательные, главные-второстепенные и т.п.); структурировать пространства и зоны по горизонтали и по вертикали; определить измерения и найти геометрическое выражение различных пространств; предложить композиционный принцип внутренней пространственной организации (оси, акценты, драматургия, пластика, свет и т.п.);   определить внешнюю форму здания (проявление внутренней структуры вовне, пластика объема, ограждения, материалы, связь с окружением).
Решение этих задач, должно быть тесно увязано с   разработкой конструкций здания, которые следует понимать как неотъемлимый художественный компонент архитектурной формы. Необходимо также уделить внимание организации пространства вокруг здания, включая систему подъездов, подходов и всего благоустройства (ландшафт).

ПРОГРАММА

Музей современного искусства представляет собой собрание произведений
русских художников XX века, преимущественно после 1960 года. В коллекцию входят
произведения   живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства и дизайна,видео и
компьютерного искусства, инсталляции. Музей предполагает как устройство постоянной
экспозиции (или долговременной), так и организацию периодических выставок и акций.


участок: Музей предполагается разместить в центре Москвы, на участке по ул. Волхонка,
в ряду уже существующих художественных музеев им. А.С.Пушкина и Частных коллекций.
/см.схему/. Соответственно при проектировании следует учитывать большое значение
этого участка в общей градостроительной системе московского центра. На   территории
Музея следует предусмотреть пожарные проезды, служебный подъезд с разгрузочной
площадкой, по возможности служебную стоянку   на 5-10 машин. Желательно устройство
музейного дворика для экспозиции скульптуры, объектов и проведения художественных
акций.


специальные задачи и требования: при проектировании Музея необходимо решить
следующие типологические задачи: -график движения посетителей (последовательный,
избирательный, маршрутный); -система взаимоотношений посетительской и служебной
частей, удобство обслуживания залов;
а также учесть специальные требования к экспозиционным пространствам: -соответствие
параметров и форм залов содержанию и характеру экспонатов; -естественное и
искусственное освещение; -условия обозрения экспонатов.


состав помещений:
а.экспозиционные помещения
-залы музейной экспозиции    всего 1500 м2
(площади залов ориентировочно от 40 м2
до 100 м2 в зависимости от экспозиции)
-выставочный зал    500 м2
(с возможностью трансформации на 2-3 зала) б.входная группа
-вестибюль с кассами    100 м2
-гардероб и камера хранения на 500 мест    60 м2
-туалеты (30 +50)    80 м2
-кафе на 50 мест с подсобкой    80 м2
-аванзал    150 м2
-музейный магазин    50 м2
в.информационная группа
-аудитория (лекции, конференции, акции)    120 м2
-центр документации по искусству с читальным
залом и "электронным музеем"    120 м2
-консультанты и экскурсоводы    30 м2
г.вспомогательные помещения
-фонды    6x60 м2
-подготовка экспозиции    60 м2
-научный отдел    8x18 м2
-лаборатория, мастерские    5x30 м2
-администрация    8x18 м2
-складские помещения    3x18 м2
-технические помещения    200 м2
(электрощит, кондиционер, тепловой узел и т.п.)
общая площадь    4000 м2

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект должен быть представлен в объеме и форме, необходимых для полного раскрытия архитектурного замысла в целом и в деталях. Материлы для представления и характер подачи   каждого конкретного проекта будут обсуждаться по ходу работы   в процессе консультаций.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

-12 сентября, вторник - выдача задания
-18 сентября, понедельник - представление концепции,групповое обсуждение
- 9 октября, понедельник - представление эскиза, групповое обсуждение
-26 октября, четверг - сдача проекта, оценка, критический анализ, обсуждение