Здание-паззл ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
1999 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

«Я представляю себе форму,  составленную из неразделимых элементов,  как результат овеществления природы. Она существует в уме. Если хоть один  ее элемент будет удален,  форма изменится... Проект слагается из элементов,  извлекая их из  мысленного представления и доводя до полной конкретности».

Луи Кан,  «Пространство и вдохновение»

 

«...Сила архитектуры уже заложена в той мысли,  которая организует элементы дома; мне кажется,  что архитектура излучается зданием,  а не одевает его,  что она скорее аромат,  чем драпировка,  неделимое целое,  а не оболочка».

Ле Корбюзье

 

Одной из самых сложных теоретических и практических проблем архитектуры является проблема интеграции целостного объекта из отдельных составляющих его элементов.

В общефилософском смысле речь идет о фундаментальных категориях части и целого - целостность,  сложенная  определенным образом из разрозненных частей,  обладает качествами,  не присущими составляющим ее частям по отдельности. 

В сложносоставных  (поли-пространственных) зданиях такими частями,  или элементами,  выступают отдельные функционально - пространственные   ячейки или зоны,  а интегрирующим началом - функциональные и композиционные связи. 

История архитектуры демонстрирует очень широкий диапазон решений этой проблемы: от интеграции частей в сплошную нерасчлененную массу до демонстративного выявления каждого отдельного пространственного элемента; от иерархической субординации пространств до нейтральной сетевой структуры; от жестких осевых построений до свободного перетекания пространств и т.д. 

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ФОРМЫ ЗДАНИЯ

ЦЕЛИ: Ознакомиться с принципами формирования поли-пространственных типов зданий, аналитически рассмотреть и осмыслить различные подходы к организации пространства и формы. Одновременно

освоить методы профессиональной аналитической работы с печатной архитектурной информацией.

 

ЗАДАЧИ: Основная задача предлагаемого анализа - определить принципы пространственной организации и характер взаимоотношений структуры, интерьера, внешней формы и деталей в конкретном здании.

 

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА: Вам предлагается провести анализ структуры и формы одного здания, выбранного вами на ваше собственное усмотрение из печатных источников - книг, журналов, каталогов и т.п.

Основная типологическая характеристика анализируемых зданий:

множественность и разнообразие пространственных ячеек (по функции, форме, размерам и другим параметрам), связанных при этом в единую функционально-пространственную систему.

Соответственно объектами анализа могут быть относительно небольшие по объему здания школ, учебных центров, институтов и факультетов, клубов, культурных центров, музеев, библиотек, учреждений, коммунальных служб, фабрик и др.

Представленный анализ должен послужить объяснением мотивов вашего выбора того или иного здания.

 

МЕТОДЫ АНАЛИЗА: Внимательно изучить представленные в публикации чертежи и фотографии. Идентифицировать по проекциям точки, с которых сделаны фотографии. Определить масштабы чертежей (если не указаны) и размеры здания и его частей. Зарисовать в более крупном масштабе схемы основных проекций. Восполнить при необходимости схемы недостающих проекций (фасады, разрезы). Графически реконструировать объемную модель здания.

На основании полученной информации выполнить аналитические схемы, отражающие принципы пространственной и функциональной организации здания по позициям, указанным ниже.

 

ПРЕДМЕТ АНАЛИЗА: Следует провести анализ по следующим отдельным позициям и последовательно отразить их в соответствующих схемах и в докладе:

 

а. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЯ

- принцип пространственной организации - структура здания и тип пространственной организации, оси, функциональные зоны и группы, пространственные взаимоотношения и функциональные связи между ними, коммуникационные пространства; соотношения между основными и вспомогательными помещениями, планировочная концепция (raumplan - plan libre - route architecturale);

- форма и структура пространств различного типа - параметры, геометрия, замкнутость - открытость; повторяемость - индивидуальность пространственных ячеек;

- границы - организация и проявленность границ различного типа пространств, плотность - прозрачность

поверхностей, структура проемов;

- содержательное наполнение - соотнесенность пространств с функцией, жизнедеятельность (сценарий и процессы), предметное наполнение;

- качества пространств - детали, атмосфера, свет;

 

б. КОНСТРУКЦИИ

- тип и структура несущих конструкций, параметры конструкций;

- роль конструкций в организации пространства и формы;

- артикулированность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве (активно проявлены - скрыты);

 

в. ВНЕШНЯЯ ФОРМА

- форма и структура объема (ов) - величина, геометрия, масса, расчлененность, силуэт,

соотношения между внешней формой и пространственной структурой - проявленность групп и зон, особенности их выражения вовне;

- поверхности наружного ограждения и их структура - плотная - разреженная, глухая -

прозрачная, плоская - рельефная, структурная упорядоченность, ритм, пластика;

- материалы и конструкции наружного ограждения - принципы использования, фактуры, детали;

- образные качества - монументальность, лиризм, нейтральность - агрессивность,

ассоциации, аналоги;

г. ЗДАНИЕ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

- градостроительная ситуация - коммуникации, соотношения с окружающей застройкой,

(масштаб, масса), точки зрительного восприятия;

- взаимосвязи внутреннего пространства с окружением - изолированность - слитность,

визуальные связи, буферные пространства;

- переход снаружи - вовнутрь - артикулированность входа, резкость - плавность перехода;

 

д. АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

- реконструкция авторской концепции формообразования;

- главная архитектурная тема здания;

- идейные и формальные предпосылки архитектурного решения;

- источники формообразования (традиция, фольклор, органическая форма, абстрактная

геометрия, пластические ассоциации, технология, символы и знаки, и т.п.);

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА: схемы планов, разрезов, фасадов, рисунки по фотографиям, аналитические схемы, графические реконструкции объема, текстовые комментарии. Техника произвольная.

Все изображения должны быть объединены на одном листе формата А1 (60х80).

Презентация анализа сопровождается кратким докладом.

 

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

11 октября, пнд - выдача задания

11-13 октября - работа над анализом

ЗАДАЧА

Спроектировать общественное здание с развитой функциональной программой, предполагающей достаточно сложные процессы жизнедеятельности и соответствующие им связи между различного типа пространствами и их группами.

 

Программа: Общеобразовательная однокомплектная (по одному классу каждого возраста) средняя школа с 11-и летним обучением (всего 11 классов). Предположительное наполнение классов - 20-24 ученика.

Участок: школа располагается на специально отведенном участке в новом районе малоэтажной и коттеджной застройки на периферии Москвы в районе Южное Бутово. Площадь участка около 1 га. На участке помимо здания школы располагаются спортивные, игровые и учебные площадки (сад-огород, метео-астрономическая и т.п.), пожарные проезды и подъезды к служебным помещениям и кухне, служебная автостоянка на 10-12 автомашин.

специальные задачи и требования: при проектировании школы необходимо решить следующие типологические задачи: - принцип группировки классов и вспомогательных помещений по возрастному признаку; - система и характер рекреаций (локальная, групповая, общешкольная); а также учесть специальные санитарные и функциональные требования к помещениям: - размер и форма классных комнат; - взаимное расположение учеников и учителя ( и, соответственно классного оборудования); - естественное освещение и ориентация классов по странам света.

 

Состав помещений:

а. помещения для младших классов (1-4)

- учебная комната для первого класса — 36 кв.м

- рекреация — 40 кв.м

- спальня — 30 кв.м

- классы для 2-4 классов — 3х36 кв.м 108

- комната продленного дня — 30 кв.м

- рекреации — 150 кв.м

- универсальный зал ( с подсобным пом.) — 100 кв.м

- раздевалки — 20 кв.м

- туалеты — 24 кв.м

б. помещения средних и старших классов

- учебные кабинеты — 7х36 кв.м 252

- лаборатории (с подсобными пом.) — 3х72 кв.м 216

- лингафонные кабинеты — 2х24 кв.м 48

- кабинет рисунка и черчения — 60 кв.м

- компьютерный класс — 60 кв.м

- рекреации — 350 кв.м

в. специальные учебные помещения

- спортзал 12х24х6 — 288 кв.м

- раздевалки — 40 кв.м

- снарядная — 12 кв.м

- учебные мастерские — 2х40 кв.м 80

- подсобные помещения мастерских — 20 кв.м

г. общие помещения

- вестибюль с гардеробом — 150 кв.м

- актовый зал — 200 кв.м

- библиотека — 100 кв.м

- столовая - обеденный зал — 100 кв.м

- кухня — 60 кв.м

- санузлы — 50 кв.м

д. административные помещения

- учительская — 40 кв.м

- директор, завуч, канцелярия — 3х18 кв.м 54

- врач — 24 кв.м

- персонал — 18 кв.м

е. технические помещения

- склады — 40 кв.м

- тепловой узел, электрощитовая и т.п. — 50 кв.м

общая площадь — 2850 кв.м

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Ситуационный план М 1:2000

Генплан М 1:500

Планы М 1:200

Разрезы М 1:100

Фасады М 1:100

Детали М 1: 20 - 1:10

Макет

Материалы и форма представления каждого конкретного проекта будут обсуждаться по ходу консультаций.

 

11 октября, пнд - выдача задания

14 октября, чтв - представление анализа

18 октября, пнд - представление концепции

4 ноября, чтв - эскиз

22 ноября, пнд - сдача проекта

ШКОЛА  /
Саид Джабраилов
школа  /
Антон Кочуркин
школа  /
Саид Джабраилов