Здание-паззл ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
2003 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

«Я представляю себе форму, составленную из неразделимых элементов, как результат овеществления природы. Она существует в уме. Если хоть один ее элемент будет удален, форма изменится... Проект слагается из элементов,  извлекая их из мысленного представления и доводя до полной конкретности.»

Луи Кан, «Пространство и вдохновение»

 

«...Сила архитектуры уже заложена в той мысли, которая организует элементы дома; мне кажется, что архитектура излучается зданием, а не одевает его, что она скорее аромат, чем драпировка, неделимое целое, а не оболочка.»

Ле Корбюзье

 

1.Образование – игра или производство.

 

Форма и структура школьного здания напрямую зависят от принятой модели образования. В XVII-XIX вв., когда появились светские средние школы, сложилось отношение к передаче знаний как к однонаправленному и жестко организованному процессу, где ученик играет пассивную роль, а результатом является усвоение четко определенной суммы сведений в разных областях. Соответственно  школа копировала пространственную организацию государственного учреждения или казармы. Педагогика ХХ века, не отрицая эффективности прежней системы, перенесла акцент на навыки, на умение применить полученные знания в жизни, что невозможно без воображения, без творчества, без игры. Кроме того, существенная часть знаний передается от учеников к ученикам в общении, в школе формируется навык социального поведения, и пространство должно предоставлять для этого возможность.

 

2. Обучение – сложно организованный процесс

 

До сих пор мы сталкивались  с проектами, когда процесс, происходящий  в здании, протекал в одном главном пространстве, остальные пространства имели вспомогательное назначение (главное пространство – зрительный или спортивный зал, вспомогательные – кассы, туалеты и пр., главное пространство – офис, вспомогательные – залы, столовая и пр.). В случае школы одинаково важны и классы, и рекреации, и залы, и участок вокруг здания, все эти пространства и зоны одновременно задействованы в обучении. Само школьное здание является своеобразным «средством обучения». При этом помимо «горизонтального» разделения процесса по элементам, существенно и «вертикальное» разделение по возрасту учеников. В соответствии с российскими стандартами в одном здании учатся дети от 6 до 17 лет, очевидно, что обучение в младшей, основной и старшей школе протекает по-разному.

 

3.Структура из разнородных элементов

 

Одной из самых сложных теоретических и практических проблем архитектуры является проблема интеграции целостного объекта из отдельных составляющих его элементов. В сложносоставных  (поли-пространственных) зданиях такими частями,  или элементами,  выступают отдельные функционально - пространственные   ячейки или зоны,  а интегрирующим началом - функциональные и композиционные связи. В общефилософском смысле речь идет о фундаментальных категориях части и целого - целостность,  сложенная  определенным образом из разрозненных частей,  обладает качествами,  не присущими составляющим ее частям по отдельности. В проекте школы стоит задача проектирования и каждого элемента в отдельности в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, и коммуникаций, связей между ними.

История архитектуры демонстрирует очень широкий диапазон решений этой проблемы: от интеграции частей в сплошную нерасчлененную массу до демонстративного выявления каждого отдельного пространственного элемента; от иерархической субординации пространств до нейтральной сетевой структуры; от жестких осевых построений до свободного перетекания пространств и т.д. 

 

4.Школа – центр социальной активности

 

Школа объединяет не только учителей и учеников, но и родителей, становясь, таким образом, центром социальной активности района. Особенно это характерно для сельской местности или окраинных районов с менее развитой инфраструктурой досуга. После занятий в школе продолжают работать кружки и секции, которые посещают не только ученики этой школы и не только дети. В неучебное время спортивный и актовый зал, библиотека могут использоваться окрестными жителями.

ЗАДАЧА

Разработать проект общеобразовательной школы.

 

В начале работы над проектом вам следует: 

провести анализ прототипов (этап 11а)

провести анализ программы школы (этап 11б) 

провести анализ участка строительства (этап 11в)

 

В ходе проектирования решить следующие взаимосвязанные задачи:

 

1. градостроительные 

- определить проектные ограничения - градостроительные и нормативные

- определить место здания в окружающей среде,  его положение на участке,  планировочные и   функциональные связи (подходы,  подъезды  и пр.) 

2. типологические

- определить принципиальную типологическую схему школы   

- сформировать соответствующую выбранной типологии структуру здания по горизонтали   (поэтажная планировка) и по вертикали (система вертикальных коммуникаций)

3. планировочные:

- изучить и усвоить действующие нормы проектирования для школ, проектные нормали для отдельных помещений (классов, залов и т.д.)

- в рамках определенных габаритов здания и  выбранной типологической схемы разработать планировки этажей с полным набором помещений,  предусмотренных программой

4. конструктивные

- определить  конструктивную схему и материалы строительства,  соответствующие типологическим и пластическим характеристикам здания 

5. формальные 

работа над архитектурной формой интегрирует все вышеперечисленные задачи.

- определить архитектурную форму здания во всех аспектах - внешняя форма и интерьер,  части и целое,  масштаб и структура,  материалы и детали,  цвет и фактуры и т.п.

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ: 

 

КЛИМАТ: Участок находится в Московской области.  Соответствующие климатические условия должны быть учтены в общем замысле и в технических и конструктивных решениях,  Особое внимание следует уделить рациональному использованию энергии (отопление - охлаждение и т.п.),  что должно найти отражение в разумных соотношениях остеклённых и глухих поверхностей,  правильной ориентации зданий по странам света и пр. 

 

УЧАСТОК: Школа располагается в сельской местности на специально отведенном участке среди новых коттеджных поселков. Участок расположен вблизи от дороги, на соседнем участке планируется расположить открытый спортивный комплекс и торговый павильон.  Площадь участка для строительства школы около 1 га. Территория не имеет выраженного рельефа, частично занята лесом. На участке помимо здания школы располагаются спортивные,  игровые и учебные площадки (сад-огород,  метео-астрономическая и т.п.),  пожарные проезды и подъезды к служебным помещениям и кухне,  служебная автостоянка на 10-12 автомашин.

 

ПРОГРАММА: общеобразовательная однокомплектная (по одному классу каждого возраста) средняя школа с 11-и летним обучением (всего 11 классов). Предположительное наполнение классов – 15-20 учеников. 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ТРЕБОВАНИЯ:  при проектировании школы необходимо решить следующие типологические задачи:

принцип группировки классов и вспомогательных помещений по возрастному признаку;

принцип и структура коммуникаций внутри здания (коридоры, атриум, пассаж, др.)

система и характер рекреаций (локальная, групповая, общешкольная); 

учесть специальные санитарные и функциональные требования к помещениям: 

- размер и форма классных комнат; 

- взаимное расположение учеников и учителя (и, соответственно классного оборудования); 

- естественное освещение и ориентация классов по странам света. 

 

состав помещений: 

 

а. помещения для младших классов (1-4)

- учебная комната для первого класса — 36 кв.м 

- рекреация — 40 кв.м 

- спальня — 30 кв.м 

- классы для 2-4 классов — 3х36 кв.м (всего 108 кв.м.)

- комната продленного дня — 30 кв.м 

- рекреации — 150 кв.м 

- универсальный зал ( с подсобным пом.) — 100 кв.м 

- раздевалки — 20 кв.м 

- туалеты — 24 кв.м 

б. помещения средних и старших классов

- учебные кабинеты — 7х36 кв.м (всего 252 кв.м.)

- лаборатории (с подсобными пом.) — 3х72 кв.м (всего 216 кв.м.)

- лингафонные кабинеты — 2х24 кв.м (всего 48 кв.м.)

- кабинет рисунка и черчения — 60 кв.м 

- компьютерный класс — 60 кв.м 

- рекреации — 350 кв.м 

в. специальные учебные помещения

- спортзал 12х24х6 — 288 кв.м 

- раздевалки — 40 кв.м 

- снарядная — 12 кв.м 

- учебные мастерские — 2х40 кв.м (всего 80 кв.м.)

- подсобные помещения мастерских — 20 кв.м 

г. общие помещения

- вестибюль с гардеробом — 150 кв.м 

- актовый зал — 200 кв.м 

- библиотека — 100 кв.м 

- столовая

- обеденный зал — 100 кв.м 

- кухня —  60 кв.м 

- санузлы — 50 кв.м 

д. административные помещения

- учительская — 40 кв.м 

- директор, завуч, канцелярия — 3х18 кв.м (всего 54 кв.м.)

- врач — 24 кв.м 

- персонал — 18 кв.м 

е. технические помещения

- склады — 40 кв.м 

- тепловой узел,  электрощитовая и т.п. — 50 кв.м

 

общая площадь — 2850 кв.м 

 

Работа над проектом проводится поэтапно

АНАЛИЗ ПРОТОТИПОВ

ЗАДАЧА: провести анализ зданий аналогичной функциональной типологии.

 

Анализ прототипов прежде всего должен быть направлен на выявление типологической характеристики здания и взаимосвязей между пространственной структурой здания, функциональной программой и процессами, протекающими в нем между внешней формой и пространственной структурой

а. структурно-пространственная организация и внутреннее пространство

- программа (набор помещений, количественные параметры)

- типологические характеристики и формы отдельных компонентов программы  

- система внутренних пространственных и функциональных связей,  коммуникации.

- внутренняя пространственная форма - интерьер (принципы организации)

- принципы структурно-пространственной интеграции частей в целое 

б.  внешняя форма

- соотношение внешней формы и структурно-пространственной организации

- проявленность-непроявленность внутренней структуры и типологических различий отдельных элементов

- структура формы,  масса,  геометрия,  силуэт,  расчлененность

- наружные ограждения,  фасады (организация,  материалы)

- пластика,  образ

в. конструкции

- конструктивная схема,  тип конструкций 

- соотнесенность конструкций со структурно-пространственной организацией целого и частей

- проявленность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве

г. авторская концепция

- идейные предпосылки, источники формообразования, стилистические особенности

 

Объекты для анализа (выполняется в группах по 2 человека)

Шунк&Ульрих, Школа в Фрейзинге, 2000-2002

Алисон и Питер Смитсоны, школа в Ханстэнтоне, 1949-1954

Ханс Шарун, школа в Люнен, 1951

Херман Херцбергер, школа Монтессори, Амстердам, 1980-1983

Альдо Росси, школа Фангано Олона, Варезе, 1972-1976 

И.Н.Халин, А.К.Чалдымов, Школа на 880 учащихся, 1950 

 

Представление работ по анализу прототипов: 

графические схемы с текстовыми пояснениями на листах формата А1, включая:

схема зонирования территории с указанием проездов, подходов и пр. 

схематическое изображение структурно-типологической концепции

схема планировки этажей с обозначением функциональных зон, групп, коммуникаций

схемы разрезов, фасадов, конструкций, деталей и т.п.

АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ И УЧАСТКА

Анализ программы

 

Провести анализ программы школы в контексте вышеизложенных проблем. Изложить собственное отношение к обучению в школе и представление о характере пространства, которое ему соответствует. От этого будут зависеть  ваши предложения по организации процесса и, соответственно, по типологии здания, внутреннему пространству  и облику здания.

Совместно с анализом программы предлагается написать эссе (1 страница текста) на тему «Моя школа». Внимание прежде всего надо обратить на пространственный аспект школьной жизни: в каком пространстве происходит тот или иной процесс, каковы свойства пространства, вполне ли оно подходит для занятий и другой активности. Какова взаимосвязь пространства и процесса, может ли учеба протекать в другом пространстве, и если да, то в каком именно?

 

представление работ по анализу программы: 

-     диаграмма помещений (в масштабе 1:200), схема их группировки и взаимосвязей на листе А1

краткое эссе (с иллюстрациями и схемами) на листах А4  

 

Анализ участка 

 

Провести анализ участка по следующим параметрам

участок в окружающей застройке,  его функциональная и композиционная роль;

коммуникации,  транспортные и пешеходные потоки;

планировочная и объемная структура прилегающей территории,  место участка в этой структуре,  планировочные оси,  координаты;

топография участка,  рельеф,  растения,  границы;

Кроме формальной информации анализ участков должен дать ощущение и понимание "духа места", породить поэтическое и художественное представление о территории.

 

представление работ по анализу участков:

 

графические схемы с текстовыми комментариями в масштабе 1:500, включая:

схема ситуации с указанием зон застройки и ландшафта

транспортная схема с указанием  автомобильных и пешеходных путей

схема планировочных осей и взаимосвязей с окружающей ситуацией

 

Выполняется всей группой

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ

 

ЗАДАЧА: построить образно-структурную модель здания. 

Эта модель должна:

учитывать количественные параметры программы и ее отдельных элементов

соответствовать типологии здания

содержать принципы пространственного структурирования и зонирования

отражать систему внешних и внутренних связей,  

обладать  ясно выраженным пластическим характером

представление концепции 

схематический макет М 1:200, 

схематические проекции или другие изображения, иллюстрирующие концепцию

тексты,  поясняющие и углубляющие вашу концепцию.

 

ЭСКИЗ ПРОЕКТА

 

ЗАДАЧИ этого и следующего этапа: уточнение концепции и последовательная углубленная разработка проекта.

 

представление эскиза проекта 

генплан М 1:500, 

планы,  разрезы,  фасады в М 1:200 на кальках в едином блоке. 

эскизные предложения по композиции и форме окончательной подачи.

 

ПРОЕКТ

 

ЗАДАЧА: Завершение разработки проекта на основе эскиза в полном объеме, включая градостроительное, объемно-планировочное,  фасадное и конструктивное решение, а также разработку архитектурных фрагментов и деталей.

 

представление проекта 

1. ситуационный план М 1:2000

2. генплан  - М 1:500;

3. планы этажей М 1:100 - 1:200; 

3. разрезы с проработкой конструкций и интерьеров  М 1: 50 - 1:100; 

4. фасады М1:100; 

5. Макет с прилегающим участком М 1:200

Окончательный объем  подачи будет уточняться индивидуально в процессе консультаций.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

3 ноября, понедельник — вводная лекция, выдача задания на анализ прототипов 

6 ноября, четверг — представление материалов анализа, обсуждение прототипов, выдача задания на анализ программы и участка

10 ноября, понедельник — представление материалов анализа программы и участка, обсуждение программы и участка, выдача задания на проектирование

13 ноября, четверг — консультация по концепции

17 ноября, понедельник — представление концепции, обсуждение;

20, 24, 27 ноября, 1, 4, 8 декабря — индивидуальные консультации

11 декабря, четверг — представление и защита эскиза

15, 18 декабря  — консультации

22 декабря, понедельник — сдача проекта, презентация, жюри

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  /
Михаил Лабазов
Школа  /
Наталия Зайченко