Здание-паззл ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
1995 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

"...Сила архитектуры уже заложена в той мысли, которая организует элементы дома; мне кажется, что архитектура излучается зданием, а не одевает его, что она скорее аромат, чем драпировка, неделимое целое, а не оболочка."
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, 1927

 

Сложность творческого решения любой архитектурной проблемы заключена в слитности, неразрывности отдельных ее уровней и аспектов - функционального, конструктивного и художественно-образного. В данном проекте, в отличие от предыдущих заданий, на первый план выходит функциональный аспект. Вам предстоит построить в своем воображении уже не одну форму и не одно пространство, а целую взаимосвязанную систему функционально соподчиненных пространств, обладающих к тому же различными свойствами. Бесспорно решение логической, комбинаторной задачи распределения помещений и связей между ними имеет важнейшее значение для проекта. Но процесс проектирования нельзя механически разделить на технический и художественный - уже момент первоначального зарождения общей схемы не может пройти без   обращения к интуиции художника, к его образному, ассоциативному мышлению. И весь проект, во всех его компонентах, даже, казалось бы, самых сухих и приземленных, должен осмысляться как потенциальная художественная форма. Только так, в непрерывном диалоге между утилитарной логикой и художественной интуицией может родиться живое, содержательное пространство, создание которого и есть задача архитектуры.

ЗАДАЧА

Вам предлагается спроектировать общественное здание с развитой функциональной программой, предполагающей   достаточно сложные процессы жизнедеятельности и соответствующие им связи между различного типа пространствами и их группами.     Это значит, что вам предстоит решить целый ряд взаимосвязанных задач: провести функциональную группировку помещений (основные-вспомогательные, главные-второстепенные и т.п.); структурировать пространства и зоны по горизонтали и по вертикали; определить измерения и найти геометрическое выражение различных пространств; предложить композиционный принцип внутренней пространственной организации (оси, акценты, драматургия, пластика, свет и т.п.);   определить внешнюю форму здания (проявление внутренней структуры вовне, пластика объема, ограждения, материалы, связь с окружением).
Решение этих задач, должно быть тесно увязано с   разработкой конструкций здания, которые следует понимать как неотъемлимый художественный компонент архитектурной формы. Необходимо также уделить внимание организации пространства вокруг здания, включая систему подъездов, подходов и всего благоустройства (ландшафт).

ПРОГРАММА

общеобразовательная   двухкомплектная (по 2 класса каждого возраста) средняя школа с 11-и летним обучением (22 класса). Предположительное наполнение классов - 20-24 ученика. Школа   территориальная, т.е. предназначена для обучения детей, проживающих на прилегающей территории (в радиусе пешеходной доступности). участок: школа располагается на свободном участке в новом районе малоэтажной и коттеджной застройки на периферии Москвы (Южное Бутово), /см.схему.

 

Помимо здания школы на отведенной территории следует предусмотреть спортивные, игровые и учебные площадки ( сад-огород, живой уголок, метео и т.п.),   дать предложения по организации ландшафта. Должны быть предусмотрены пожарные проезды, подъезды к служебным помещениям и кухне, стоянка на 5-10 машин.


специальные задачи и требования: при проектировании школы необходимо решить следующие типологические задачи: -принцип группировки классов и вспомогательных помещений по возрастному признаку;   -система и характер рекреаций (локальная, групповая, общешкольная); -структура циркуляции потоков движения в здании; а также учесть специальные санитарные и функциональные требования к школьным помещениям: -размер и форма классных комнат; -взаимное расположение учеников и учителя ( и, соответственно, классного оборудования); -естественное освещение; ориентация классов по странам света.

состав помещении:   
   
-учебные комнаты для 1 кл.    2x36 м2
-рекреации    60 м2
-спальни    2x30 м2
-классы для 2-4 кл.    6x36 м2
-продленный день    2x30 м2
-рекреации    300 м2
-универсальный зал (с подсобкой и кинопр.)    200 м2
-раздевалки    24 м2
-туалеты    30 м2
б.помещения средних и старших классов (5-11):
-учебные кабинеты   14x36 м2
-лаборатории    3x72 м2
-лингафонные кабинеты    3x24 м2
-кабинет рисунка и черчения    60 м2
-компьютерный класс    72 м2
-рекреации    560 м2
в.административные и общие помещения   
-учительская    40 м2
-директор, завуч, канцелярия    3x18 м2
-врач    24 м2
-персонал    18 м2
-санузлы    80 м2
-вестибюль с гардеробом    215 м2
г.дополнительные помещения   
-учебные производственные мастерские    3x90 м2
-спортзал      12х24х6(Н)    288 м2
-раздевалки    170 м2
-актовый зал    300 м2
-кинопроекционная    30 м2
-библиотека    250 м2
-столовая /обеденный зал    200 м2
-кухня    120 м2
-технические помещения    200 м2
(электрощит, кондиционер, тепловой узел)   
общая площадь         4334 м2

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект должен быть представлен в объеме и форме, необходимых для полного раскрытия архитектурного замысла в целом и в деталях. Материлы для представления и характер подачи   каждого конкретного проекта будут обсуждаться по ходу работы   в процессе консультаций.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

-12 сентября, вторник - выдача задания
-18 сентября, понедельник - представление концепции,групповое обсуждение
- 9 октября, понедельник - представление эскиза, групповое обсуждение
-26 октября, четверг - сдача проекта, оценка, критический анализ, обсуждение