Здание-паззл ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НА 22 КЛАССА
1991 год 3 курс, 6 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Сформировать объект – архитектурную пространственную форму, как синтез структуры и объема (интерьер и экстерьер). Структура многофункционального здания отражает многозначное содержание процесса, части которого происходят в соответствующих пространствах (помещения и их группы). Особенность композиционной организации сложной, многофункциональной структуры заключена в ее дифференциации на пространственные элементы при сохранении единства общей формы как структуры, так и объема.
Объект размещается в городской ситуации в системе застройки, новой или исторической, или на участках, относительно свободных от застройки.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Многофункциональность объекта означает более комфортное проведение основного процесса за счет развития дополнительной группы пространств. При этом деятельность в них непосредственно связана  с  основной функцией и задействована в едином процессе. Например, в обучении основные пространства – классы, аудитории, залы дополняются рекриациями, столовыми, библиотекой, актовым залом и м.б. другими пространствами. В музее – экспозиционные залы дополняются  лекционным залом, библиотекой, кружковыми, научно-исследовательскими и реставрационными отделами.
Предлагаемые объекты отличаются доминирующей величиной общественных помещений над обслуживающими. Сами общественные помещения не однозначны и требуют дифференцированного решения по функции и форме. Предварительный анализ деятельного процесса предусматривает внимательное осмысление технологии, выявление групп помещений, их типологических  характеристик, требований к пространственному размещению и связям в пределах здания.
Литературные источники: учебник «Архитектурное проектирование общественных зданий», «Интерьер», пособия по школам, музеям, журналы.
Самые общие исходные сведения по объектам

Средняя общеобразовательная школа на 22 класса.
А. Помещения для младших классов (I-IV)
- учебные I кл.  2 класса по 60 кв.м.
- рекреации 100 кв. м
- спальные 2 комн. по 40 кв. м
- учебные II-IV кл.  6 классов по 60 кв.м
- продленный день 2 комн. по 60 кв. м
- рекреации 360 кв.м
- универсальный  зал  150 кв.м
- хранение оборудования, киноаппаратная 70 кв.м
- раздевалки 24 кв.м
- туалеты 30 кв.м
Б. Помещения средних и старших классов (V-XI)
- учебные кабинеты 14 - по 60 кв.м
- лаборатории по естественным наукам 3 по 72 кв.м
- лаборантские 3 - по 18 кв.м
- лингофонные кабинеты по иностранному языку 3 по 40 кв. м
- кабинет черчения и рисунка 1  - 80 кв.м
- кабинет информатики  90 кв.м
- рекреации 700 кв.м
В. Помещения административные
- учительская 40 кв.м
- каб. директора 18 кв.м
- каб. завуча 18 кв.м
- канцелярия 18 кв.м
- каб. врача 24 кв.м
- тех. персонал 18 кв. м
- санузлы 80 кв.м
- вестибюль с гардеробом 215 кв.м
Г. Помещения дополнительные
- производственные мастерские – 3- по 90 кв.м
- спортзал 12х24х6  - 1 – 286 кв.м
- раздевалки 170 кв.м
- актовый зал 300 кв.м
- кинопроекционная 30 кв.м
- библиотека 250 кв. м
- столовая
- обеденный зал 240 кв.м
- кухня  160 кв.м
Необходимо учесть существенные типологические характеристики школьного здания:
- организация класса – размер, форма, расположение доски и карт, естественное освещение, ориентация
- группировка класса по возрастному признаку и их мест в структуре
- выбор вида рекреации (локальная, групповая, общественная)
- оптимальная схема распределения групп помещений и циркуляции потоков движения в зале

Художественная характеристика

Индивидуальный образ здания создается в процессе становления  композиции через стремление к художественному образному решению синтеза структуры и объема. На пути освоения сложной пространственной структуры рекомендуется поэтапная работа:
- смысловая функциональная группировка помещений
- групповое зонирование структуры по вертикали и горизонтали
- предварительное определение  характера объемной формы, ее массы
- определение принципа построения структуры (модульность, геометричность,  пространственные отношения и пр.)
- определение принципа композиции пространственной формы (оси, акценты, пластика формы-оболочки,  светоцветовая дифференциация и пр.)
- определение принципа композиции объемной формы, выявление отношения  «структура-объемная форма», выбор элементов связи интерьер-экстерьер, силуэт и пластика объема, материал и цвет
- последовательное развитие художественной идеи через тему, средства гармонизации и соподчинения

Состав проекта

Выбор проекций и их масштабов должны удовлетворять требованию по содержанию необходимых сведений  об объемно-пространственной организации здания, его интерьере и экстерьере, особенностях формообразования, индивидуальных образных чертах архитектуры. Графика по выбору автора проекта.

Школа  /
Наталья Сидорова
ШКОЛА  /
Андрей Кошелев