Здание-гибрид ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР
2000 год 5 курс, 9 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧА

ПРОБЛЕМА: ЗДАНИЕ-ГИБРИД

гибрид (от лат. hybrida –помесь), организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий и др.)

СЭС, Москва 1980

 

Также как и в генетике, "гибридизация" в архитектуре может привести к бесплодию: вспомним все эти ужасные многофункциональные мегаструктуры, которые вторгаются в наши городские и сельские ландшафты. Тонкая грань, отделяющая творческую силу от бесплодия, бросает вызов нашему профессиональному мастерству.

Kenneth L. Kaplan, in Hybrid Buildings, Pamphlet Architecture #11, New York 1985

 

Еще в 19 веке в центрах больших городов стали появляться крупные сооружения, не укладывающиеся в традиционные типологические классификации. В них торговые функции смешивались с жилыми и производственными, гостиничные со зрелищными и конторскими и т.п. (Вспомним, к примеру, дом Елисеева на Тверской или гостиницу "Метрополь"). Возникновение таких объектов было связано как с определенными экономическим условиями, так и с общей тенденцией развития городской цивилизации к максимальной функциональной плотности, насыщенности и эффективности использования пространства города. В своем типологическом развитии многофункциональные объекты все более стремились к воспроизведению модели города, аккумулируя в своем пространстве огромное многообразие форм активности. Поэтому не случайно в современной практике получили широкое распространение такие пространственные типы как пассаж или атриум, прямые аналоги традиционных городских улиц и площадей.
Специфическими проблемами проектирования зданий-комплексов являются те, которые касаются соотношений целого и части. Каким образом связать в формальную целостность весь набор функционально и типологически разнородных и относительно замкнутых в себе объектов? Какими новыми качествами такой гибрид должен обладать как целое, по сравнению с отдельными его составляющими? Какими должны быть сами эти составляющие, чтобы удовлетворить требованиям целостности? И в более широком плане, – какова вообще диалектика целого и части в контексте современной культуры и эстетики? Какова, например, мера стабильности и завершенности целого в условиях быстро меняющегося мира?
Джозеф Фентон выделяет три основных типа зданий – гибридов.


Контекстуальный гибрид – форма комплекса определяется внешними ограничениями, так что сложная программа полностью вписывается в заданную оболочку и относительно слабо проявляется вовне.
Сочлененный гибрид – каждая функция обладает собственной формой и целое образуется как сложное сочленение отдельных элементов.
Монолитный гибрид – самоценная монументальная форма общегородского масштаба, вмещающая в себя все компоненты функциональной программы.

Joseph Fenton, Hybrid Buildings, Pamphlet Architecture #11, New York 1985

 

ЗАДАЧА: спроектировать ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР на одном из предложенных участков в Москве. Эту сложную в творческом и техническом отношении задачу вам предлагается решать поэтапно.

 

ПРОГРАММА

1. Настоящая программа определяет лишь обязательные функциональные элементы (группы, зоны), их ориентировочные объемы и количественные соотношения.
Рабочую программу вам предстоит определить самостоятельно, опираясь на вашу градостроительную концепцию и структурно-пространственную модель.
2. В программе указаны только основные функции по каждой группе, без необходимых вспомогательных помещений.

ГРУППА А. ГОСТИНИЦА (бизнес-класс)

А1. ЖИЛАЯ ГРУППА – не менее 60 номеров разного класса (мин 21 кв.м)
А1.1. ВХОДНАЯ ГРУППА (вестибюль, регистратура и пр.)- 1, 5 кв.м на гостя
А1.2. ОБСЛУЖИВАНИЕ (бизнес-сервис, залы и пр.) – 1 кв.м на гостя
А1.3. СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (администрация, персонал, обслуживание) – 1, 5 кв.м на гостя
А2. РЕСТОРАН – залы на мин 50% гостей по 2 кв.м на чел.
А3. КАФЕ –БАР – залы на мин 30% гостей по 2 кв.м на чел.
А4. КУХНЯ (общая для А2 и А3) – 60% от суммарной площади залов
Загрузка кухни с отметки земли.

А5. ДИСКОТЕКА с баром – 300 –400 кв.м

А6. СПОРТ-ЦЕНТР – на 80 посетителей по 5 кв.м на чел. в том числе:
входная группа (вестибюль, гардероб, буфет, туалеты и пр.) 
гимнастический зал и зал тренажеров, 
купальный бассейн, бани (сауна, русская и пр.), раздевалки-душевые

ГРУППА Б. БИЗНЕС-ЦЕНТР

Б1. ОФИСЫ – мин на 300 сотрудников по 4 кв.м на чел.

Б1.1. ВХОДНАЯ ГРУППА – 0.3 кв.м на сотрудника

Б2. ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ – преимущественно для торгово-промышленных выставок – не менее 30% от площади офисов. Высота залов 4.5 м

Б2.1 ПОДСОБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (администрация, склады и пр.) - 15% от площади залов. Загрузка залов – с отметки земли.

ГРУППА В. ЗАЛЫ

В1. БОЛЬШОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАЛ – 600-800 мест, 0, 65 кв.м на место для проведения конференций, концертов, кинопросмотров и т.п.

В1.1. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ (артистические, технические, аппаратные и пр.) –30% от площади зала

В2. МАЛЫЕ ЗАЛЫ – два на 100-300 мест каждый

Входная группа, фойе и другие пространства для зрителей могут быть как общие для всех залов, так и раздельные. Площади определить в соответствии с концепцией.

ГРУППА Г. ТОРГОВЛЯ

Г1.ТОРГОВЫЕ ЗАЛЫ – форму и характер торговли и объем торговых залов определить по ситуации.

Г1.1. СКЛАДСКИЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ –80-100% от площади залов. Загрузка складов – с отметки земли.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ (венткамеры, кондиционеры, электрощитовые, тепловые узлы и пр.) – в необходимом объеме
ПОДЗЕМНЫЕ СТОЯНКИ - согласно нормам в максимальном объеме

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ

АНАЛИЗ ПРОТОТИПОВ
ЗАДАЧА: выявить принципы организации целостной формы многофункционального здания как системы взаимоувязанных функциональных и пространственных компонентов. Вам надлежит:
а/ выбрать из архитектурной периодики или литературы два примера многофункциональных зданий. Графически зафиксировать основные проекции и виды зданий. По возможности ознакомиться с описаниями.
б/ провести подробный сравнительный анализ архитектурной формы выбранных объектов.
 Анализ должен затронуть следующие аспекты формообразования:
а/ градостроительная ситуация
взаимоотношения объекта с окружающим пространством и застройкой (масштаб, форма и пр.)
использование участка (заполнение, отступы), организация прилегающей территории
система внешних связей (подъезды, подходы, транзит)
визуальные связи, восприятие, ориентиры, ракурсы.
б/ структурно-пространственная организация и внутреннее пространство
программа
формы отдельных компонентов программы и их соотношения
типологические характеристики компонентов
система внутренних пространственных и функциональных связей, коммуникации.
внутренняя пространственная форма (принципы организации)
принципы структурно-пространственной интеграции частей в целое
в/ внешняя форма
соотношение внешней формы и структурно-пространственной организации
проявленность-непроявленность внутренней структуры и типологических различий отдельных элементов
структура формы, масса, геометрия, силуэт, расчлененность
наружные ограждения, фасады (организация, материалы)
пластика, образ
г/ конструкции
конструктивная схема, тип конструкций 
соотнесенность конструкций со структурно-пространственной организацией целого и частей
проявленность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве
д/ авторская концепция
идейные предпосылки, источники формообразования, стилистические особенности

Работа по анализу выполняется каждым студентом самостоятельно.
Анализ представляется в виде графических схем с текстовыми пояснениями на листах формата А1.
Выдача задания по анализу прототипов - пятница, 29 сентября
Представление работы, обсуждение, оценка - вторник, 10 октября


КОМПОЗИЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ
ТЕМА: ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ЗДАНИЕ ИЗ ПЯТИ РАЗНОРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ
ЗАДАЧА: действуя в режиме свободной импровизации создать архитектоническую композицию, составленную из пяти разнородных объемных компонентов, связанных в единое целое. Предполагается, что каждый из этих компонентов обладает собственными структурными характеристиками (до некоторой степени подразумевает некую типологию), проявляющимися в его размере, форме, расчлененности, прозрачности, цвете, фактуре, материале и т.п.

Упражнение представляется в виде макета из произвольных материалов на жестком основании формата А4.

Выдача задания на композиционное упражнение – вторник, 10 октября
Представление работ, обсуждение, оценка - вторник, 17 октября

АНАЛИЗ УЧАСТКА
ЗАДАЧА: собрать как можно более полную информацию об участке проектирования и провести анализ градостроительной ситуации и территории по следующим параметрам:
участок в системе города и района, его функциональная и композиционная роль
морфотипология территории, аналоги в структуре города
планировочная и объемная структура прилегающей территории, место участка в этой структуре, планировочные оси, координаты
коммуникации, транспортные и пешеходные потоки
характер окружающей застройки, исторические сведения
визуальные связи участка, зоны восприятия
топография участка, рельеф, растения, границы и пр.

Анализ участка выполняется группой из 3х-4х студентов с индивидуальной работой по отдельным аспектам и подготовкой совместного доклада и презентации.
Работа представляется в виде графических схем по каждому из аспектов анализа, зарисовок с натуры, фото фиксации территории и окружения и текстовых комментариев. Материалы анализа представляются на листе формата А1.
Одновременно группой изготовляется опорный макет территории в М 1:500.

ПРОЕКТНЫЕ ЭТАПЫ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ЗАДАЧА: найти ответ на вопросы "чего хочет это место?" и "чего мы хотим от этого места?". Градостроительная концепция предполагает определение следующих параметров:
физические габариты объема(ов), геометрия, масса
использование участка (полностью, с отступами, разрывами и пр.)
масштаб объекта, силуэт, оси, ориентиры
принципы взаимодействия с окружением
внешние связи, подъезды, подходы 
 Градостроительная концепция разрабатывается индивидуально и самостоятельно.
Представляется в виде макета в М 1:500, вмонтированного в опорный макет и графических схем генплана.

Выдача задания на анализ участка и градостроительную концепцию
  - вторник, 17 октября
Представление работ, обсуждение, оценка - пятница, 27 октября

СТРУКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ (концепция)
ЗАДАЧА: на основе разработанной градостроительной концепции построить модель функциональных, пространственных и формальных связей всех элементов программы Центра. Для этого следует:
определить количественные параметры отдельных элементов программы и их соотношения
определить типологические схемы этих элементов и соответствующие им формы
провести пространственное структурирование и зонирование
построить систему внешних и внутренних связей, входов, подъездов, вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Работа выполняется в виде схематического макета в М 1:200, наглядно показывающего структуру и пространственную организацию комплекса в целом и отдельных его частей. Одновременно представляются схемы планов и разрезов, а также другие схемы, поясняющие и углубляющие вашу концепцию.

Выдача задания на структурно-пространственную модель - пятница, 27 октября
Представление работ, обсуждение, оценка - пятница, 3 ноября

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ
ЗАДАЧИ этого и последующих этапов – уточнение концепции и последовательная углубленная разработка проекта.

Представление эскизного проекта – генплан М 1:500, планы, разрезы, фасады в М 1:200 на кальках в едином блоке. Эскизные предложения по композиции окончательной подачи.

Представление эскизного проекта – пятница, 24 ноября 

ПРОЕКТ
Завершение разработки проекта на основе эскиза в полном объеме включая градостроительное, объемно-планировочное, фасадное и конструктивное решение, а также разработку архитектурных фрагментов и деталей.

Окончательный набор материалов и форма их представления определяются эскизом и в ходе консультаций.

Представление проекта, обсуждение оценка – пятница, 22 декабря