Здание-паззл ОФИСНОЕ ЗДАНИЕ компании Х
2003 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

1.Здание - пространственная система

 

В  этом проекте, в отличие от предыдущих,  мы имеем дело с разнообразными жизненными процессами, каждый из которых требует особой пространственной организации. При этом все они связаны единой коммуникационной системой и образуют целостную пространственную структуру. Таким образом, для этого проекта становится принципиально важным дифференцировать пространственные элементы и одновременно добиться их интеграции в единую архитектурную систему.   

 

2.Здание в городе 

 

Проектирование здания в городе связано с огромным количеством разнообразных внешних факторов, влияющих на архитектуру, таких как исторически-сложившаяся городская структура, окружающая застройка,  транспортная система, инфраструктура, социальный, культурный  и идеологический контекст. Все эти, и, возможно, другие факторы нужно внимательно проанализированы, осмыслить и учесть в работе над проектом . 

 

3. Офис – типология ХХ1 века

 

Место работы или второй дом? 

В  современном мире все меньше людей занято в промышленности и сельском хозяйстве. Основное занятие жителей развитых стран – переработка информации – работа в офисе. Офис – это прежде всего  рабочие места и связи между ними. Сегодня офисные интерьеры все более теряют   традиционно бюрократические черты, приобретают сходство с домашним, природным, городским пространством. 

Что такое современный офис - как работает человек, фиксировано ли его место в помещении, каким оборудованием и мебелью он располагает, как связан с другими работниками фирмы и посетителями, какие есть типы рабочих мест в зависимости от выполняемой работы – эти вопросы требуют обсуждения и ответа в проекте.

 В любом случае рабочие места должны быть обеспечены естественным светом или как минимум контактом с внешней средой, санузлами в необходимом количестве и возможностью эвакуации при пожаре (см. Приложение). Помимо собственно рабочих мест, офисное пространство включает в себя помещения для переговоров или групповой работы, мини-кухни, где можно приготовить чай или кофе, архивные комнаты.

 

Структура без заполнения. 

Наполнение современного офисного пространства быстро и непредсказуемо меняется. Следуя за экономической конъюнктурой и развитием технологий, может измениться количество работающих, и сама структура  организации. 

Соответственно архитектурный характер офисных помещений  должен быть по возможности универсальным. Существенная доля проектных усилий сосредотачивается на коммуникациях, связях одних пространств с другими (входы, атриумы, лестницы, лифты, пандусы и пр.). Коммуникации (лестницы, пандусы, лифты, атриумы, дворы и пр.) в зданиях такого типа играют важнейшую роль как с  функциональной (доступность, пожарные нормы, освещение), так и с композиционной точки зрения. Коммуникации становятся композиционным каркасом, «несущими» элементами, а офис – «заполнением», не всегда имеющим самостоятельную форму.

 

Иерархия или демократия. 

Организация работы внутри фирмы определяет структуру офисного пространства. Можно  выделить три концепции, успешно сосуществующие в современной архитектуре:

Кабинетная структура. Первыми офисными в строгом смысле слова зданиями были

здания государственных ведомств, появившиеся в XVII-XVIII в. Пространство, разделенное на большие и малые комнаты, залы, повторяет иерархическую структуру фирмы. Рабочие места строго фиксированы в соответствии со статусом сотрудника, связи между людьми жестко регламентированы.

Бюро-ландшафт, открытая планировка. Появилось в 1910-30е годы прошлого века.

Рабочие места размещаются в большом открытом пространстве и разделены только мебелью и легкими перегородками. Облегчает связи между сотрудниками, делает структуру фирмы более гибкой. 

«Виртуальный» офис. С развитием телекоммуникаций офис все больше используется 

как место встреч сотрудников между собой и с посетителями, постоянное присутствие на рабочем месте не строго обязательно. Рабочие места не фиксированы, сотрудник может выбирать в зависимости от рода деятельности уединенное место или работу в группе. Общественное пространство,  представительские функции в таком офисе играют все большую роль.

 

Технология и конструкции. 

В современной архитектуре решение инженерных задач, таких как  обеспечение оптимального климата (кондиционирование и вентиляция), солнцезащита, искусственное освещение, энергоэффективность и т.п. может существенно повлиять на форму здания. 

Конструкции возможны и большепролетные, но чаще используют каркас. Регулярная или нерегулярная сетка колонн дает модульность и направление пространству, сетка колонн связана с модулем рабочих мест. Выбор сетки колонн также определяется требованиями размещения автостоянки под зданием.е

 

Лицо компании. 

Процесс работы в крупном офисе, как правило, не проявлен вовне. Внутреннее пространство однородно и универсально, в результате здание лишено «фасада», как выражения его внутреннего устройства. В то же время для крупных фирм, занимающих целое здание, важна «корпоративная идентичность», образ здания становится символом компании, ее «визитной карточкой».

ЗАДАЧА

ЛЕГЕНДА

Крупная издательская фирма Х собирается построить новое здание для своего головного офиса в Москве. Основное направление деятельности компании – издание ежедневной газеты, еженедельных журналов-приложений,  другой печатной продукции. Российские аналоги – издательский дом «Коммерсант», «АиФ», «Независимая газета».

 

ЗАДАЧА: 

Разработать проект офисного здания для компании Х. 

В начале работы над проектом вам следует: 

провести анализ прототипов (этап 10а)

провести анализ программы издательского дома (этап 10б) 

провести анализ участка строительства (этап 10б)

 

В ходе проектирования решить следующие взаимосвязанные задачи:

1. градостроительные 

- определить проектные ограничения - градостроительные и нормативные

- определить место здания в городской структуре,  его положение на участке,  планировочные и   функциональные связи (подходы,  подъезды  и пр.) 

2. типологические

- определить принципиальную типологическую схему офиса   

- сформировать соответствующую выбранной типологии структуру здания по горизонтали   (поэтажная планировка) и по вертикали (система вертикальных коммуникаций)

3. планировочные:

- в рамках определенных габаритов здания и  выбранной типологической схемы разработать планировки этажей с полным набором помещений,  предусмотренных программой

4. конструктивные

- определить  конструктивную схему и материалы строительства,  соответствующие типологическим и пластическим характеристикам здания 

5. формальные 

работа над архитектурной формой интегрирует все вышеперечисленные задачи.

- определить архитектурную форму здания во всех аспектах - внешняя форма и интерьер,  части и целое,  масштаб и структура,  материалы и детали,  цвет и фактуры и т.п.

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ: 

КЛИМАТ: Участок находится в Москве.  Соответствующие климатические условия должны быть учтены в общем замысле и в технических и конструктивных решениях,  Особое внимание следует уделить рациональному использованию энергии (отопление -охлаждение и т.п.),  что должно найти отражение в разумных соотношениях остеклённых и глухих поверхностей,  правильной ориентации зданий по странам света и пр. 

УЧАСТОК: Территория (см. Приложение) расположена в зоне 3го транспортного кольца в районе Беговой улицы. Площадь участка - около 2 га. Участок обеспечен всеми необходимыми инженерными сетями. К зданию предусматриваются подход со стороны станции метро  и подъезд со стороны Беговой улицы. Сотрудники и посетители прибывают на общественном транспорте или автомобилях. 

Предусмотреть  наземную стоянку на 50 м/мест для сотрудников и посетителей. 

ФУНКЦИЯ: При проектировании должны быть учтены специфические функциональные и типологические требования,  предъявляемые к сооружениям данного типа. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими нормами,  планировочными нормалями и аналогами. 

Структура работы в офисе – индивидуальная (руководство, корреспонденты) и групповая (редакции, отделы по 5-7 человек). Предусмотреть возможности трансформации.

Норма общей площади на одно рабочее место 15-20 м2.

 

СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ: 

1.Входная группа - 150 кв.м

Вестибюль, гардероб верхней одежды, рецепция (2 места), комната охраны, комната для приема посетителей, санузлы;

2. Конференц-зал на 200 мест 

3. Аудитории на 50 и 30 мест - 450 кв.м

фойе (может быть совмещено с вестибюлем), санузлы;

3. Шоу-рум (выставочный зал продукции компании) -200 кв.м

4. Буфет для посетителей и подсобные помещения – 50 кв.м

5. Столовая для сотрудников на 100 мест - 250 кв.м.

обеденный зал, кухня, подсобные помещения

6. Оздоровительный комплекс: гимнастический зал, тренажеры, сауна, душевые, раздевалки, кладовые, комнаты персонала - 150 кв.м

7. Группа вспомогательных и технических помещения - 300 кв.м

венткамеры (вытяжная и приточная), помещение кондиционирования, трансформаторная,  электрощитовая,  складские и подсобные помещения

8. Офисные помещения 3 500 кв.м.(возможно выделение помещений для работы топ-менеджеров компании – представительская зона)).

9. Подземная автостоянка (не входит в общую площадь здания) минимум на 50 машиномест) – 1500 кв.м

 

ИТОГО площади без учета коммуникаций 5000 кв.м.

 

Работа над проектом проводится поэтапно

АНАЛИЗ ПРОТОТИПОВ, ПРОГРАММЫ И УЧАСТКА

АНАЛИЗ ПРОТОТИПОВ

ЗАДАЧА: провести анализ зданий аналогичной функциональной типологии.

Анализ прежде всего должен быть направлен на выявление типологической характеристики здания и взаимосвязей

между пространственной структурой здания и функциональной программой, организацией работы в нем

между внешней формой и пространственной структурой

между обликом здания и корпоративной идентичностью фирмы

а. структурно-пространственная организация и внутреннее пространство

программа

формы отдельных компонентов программы и их соотношения

типологические характеристики компонентов

система внутренних пространственных и функциональных связей,  коммуникации.

внутренняя пространственная форма (принципы организации)

принципы структурно-пространственной интеграции частей в целое

б.  внешняя форма

соотношение внешней формы и структурно-пространственной организации

проявленность-непроявленность внутренней структуры и типологических различий отдельных элементов

структура формы,  масса,  геометрия,  силуэт,  расчлененность

наружные ограждения,  фасады (организация,  материалы)

пластика,  образ

в. конструкции

конструктивная схема,  тип конструкций 

соотнесенность конструкций со структурно-пространственной организацией целого и частей

проявленность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве

г. авторская концепция

идейные предпосылки,  источники формообразования,  стилистические особенности

 

Объекты для анализа (выполняется в группах по 2 человека)

 

Ф.Л. Райт Здание фирмы «Ларкин» 1904-1905 

К.Роч Фонд Форда, Нью-Йорк, 1966

Норман Фостер Здание IBM, 1970-1971

Нойтелингс & Ридайк, офисное здание в аэропорту Шипхол

Херцог & де Мерон, проект «Оливетти», 1993 

Херман Херцбергер, офисное здание в Апельдорне, 1972

Жан Нувель, проект «Omnilife», 

другие, по выбору студентов

 

представление работ по анализу прототипов: 

графические схемы с текстовыми пояснениями на листах формата А1.

 

Анализ программы

1. Анализ программы

Провести анализ программы издательского дома в контексте вышеизложенных проблем. Изложить собственное представление о компании,  о том, чем она занимается, как устроена, как взаимодействует с окружающим миром, что хочет сказать о себе. От этого будет зависеть  ваши предложения по организации процесса и, соответственно, по типологии здания, характеристике внутреннего пространства  и облику здания.

 

представление работ по анализу программы: 

краткое эссе с иллюстрациями и схемами на листах А4

 

Анализ участка 

Провести анализ участка по следующим параметрам

участок в системе города,  его функциональная и композиционная роль;

коммуникации,  транспортные и пешеходные потоки;

планировочная и объемная структура прилегающей территории,  место участка в этой структуре,  планировочные оси,  координаты;

окружающая застройка,  морфологические особенности,  характер,  история;

визуальные связи участка,  дальние и ближние дистанции восприятия;

топография участка,  рельеф,  растения,  границы;

Кроме формальной информации анализ участков должен дать ощущение и понимание "духа места", породить поэтическое и художественное представление о территории.

 

представление работ по анализу участков:

графические схемы по каждому из аспектов анализа в масштабе 1:500;

зарисовки самих участков и окружения с натуры;

текстовые комментарии;

рабочий опорный макет участка в масштабе 1:200; (к15.09) 

Выполняется всей группой

ПРОЕКТ

Концепция

 

ЗАДАЧА: построить образно-структурную модель здания. 

Эта модель должна:

учитывать количественные параметры программы и ее отдельных элементов

соответствовать типологии здания

содержать принципы пространственного структурирования и зонирования

отражать систему внешних и внутренних связей,  

обладать  ясно выраженным пластическим характером

представление концепции 

схематический макет М 1:200, 

схематические проекции или другие изображения, иллюстрирующие концепцию

тексты,  поясняющие и углубляющие вашу концепцию.

 

Эскиз проекта

 

ЗАДАЧИ этого и следующего этапа: уточнение концепции и последовательная углубленная разработка проекта.

представление эскиза проекта 

генплан М 1:500, 

планы,  разрезы,  фасады в М 1:200 на кальках в едином блоке. 

эскизные предложения по композиции и форме окончательной подачи.

 

Проект

 

ЗАДАЧА: Завершение разработки проекта на основе эскиза в полном объеме включая градостроительное,  объемно-планировочное,  фасадное и конструктивное решение,  а также разработку архитектурных фрагментов и деталей.

 

представление проекта 

1. ситуационный план М 1:2000

2. генплан  - М 1:500;

3. планы этажей М 1:100 - 1:200; 

3. разрезы с проработкой конструкций и интерьеров  М 1: 50 - 1:100; 

4. фасады М1:100; 

5. Макет с прилегающим участком М 1:200

Окончательный объем  подачи будет уточняться индивидуально в процессе консультаций.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1 сентября, понедельник — вводная лекция, выдача задания на анализ прототипов

4 сентября, четверг — представление материалов анализа, обсуждение прототипов, выдача задания на анализ программы и участка

8 сентября,  понедельник — представление материалов анализа, обсуждение программы и участка, выдача задания на проектирование

11 сентября, четверг — консультация по концепции

15 сентября, понедельник — представление концепции, обсуждение;

18, 22, 25, 29 сентября, 2, 6 октября — индивидуальные консультации

9 октября, четверг — представление и защита эскиза

13, 16 октября — консультации

20 октября, понедельник — сдача проекта, презентация, жюри