Вещи в пространстве playscape (детский игровой полигон)
2002 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

ПРОСТРАНСТВО,  ср. состояние или свойство всего,  что простирается,  распространяется,  занимает место; самое место это,  простор,  ширь и глубь,  место по трем измерениям своим.

МЕСТО,  ср. пространство,  занимаемое каким-либо телом или предметом...

В.Даль «Толковый словарь...»

 

«...простор приготовляет вещам возможность принадлежать каждая своему «для чего» и,  исходя из этого,  друг другу.»

М.Хайдеггер «Искусство и пространство»

 

«Скажем прямо, человек играет только тогда, когда он в полном смысле человеческое существо, и только тогда он полноценное человеческое существо, когда он играет.

...С красотой человек должен только играть, и он должен играть только с красотой.»

Ф. Шиллер. Письма об эстетическом воспитании человек

 

1. Вещи в пространстве. Архитектура  рождается из взаимодействия массы и пустоты. Для ДИП, несомненно, важнее пустота, неуловимая субстанция пространства, в которую погружены объекты. Отсутствие массы, пустота, должна стать полноценным предметом проектирования. Тогда каждое пространство обретет название, направление, плотность, станет значимым в той же степени, в какой обладают значением архитектурная форма.
.
2. Ландшафт: две природы. Архитектура возникла и существует как «вторая природа», как средство защиты человека от враждебного окружения «первой природы»: холода, непогоды, диких зверей. В современном мире архитектура одерживает полную победу. Но погруженный в естественное окружение ДИП неизбежно вновь ставит вопрос о соотношении "первой" и "второй" природы. Насколько активно его вторжение в существующий ландшафт? Преобразует ли архитектура окружающий пейзаж, существует ли параллельно и независимо от него, вступает ли в симбиоз с природными формами, или мимикрирует, притворяясь горой, рекой, камнем? Чем становится ДИП – городом или парком, деревней или объектом land-art?
"Визуальная экология" лишь одна из сторон экологической проблематики. Другая касается сбережения ресурсов при строительстве и эксплуатации: каков срок службы материалов, можно ли их повторно использовать, переработать, сколько энергии (тепла, электричества) будут потреблять построенные сооружения? Выведенная из жестких рамок городского строительства, архитектура обретает шанс освободиться от изначально присущего ей соперничества с природой.

3. Вещи для игры. Homo ludens - человек играющий. Чем "детская" архитектура отличается от "взрослой"? Проблема не сводится к разнице в размере. Детство - время постоянного и активного познания  мира, и архитектура, обращенная к детям, должна этому способствовать. Игровое начало: богатство пространственных переживаний, возможность разного (зачастую не предусмотренного автором) использования архитектурных форм, отсутствие традиционной типологии, жестко заданного  сценария поведения  и прямой иллюстративности есть отправная точка для "детского проекта"
ОБЪЕКТ

Детский игровой полигон - игровой, спортивный и развлекательный комплекс для детей на территории пансионата «Клязьминское водохранилище».

УЧАСТОК

Общие сведения о территории
Пансионат «Клязьминское водохранилище» расположен в 30 км к востоку от Москвы. Построен в 60-70 гг. прошлого века. В настоящее время реконструируется на основе генерального плана перспективного развития. С соответствие с планом, на месте сносимых 5и-этажных корпусов предполагается размещение большого числа малоэтажных гостевых домиков. Также предполагается строительство нескольких спортивных клубов (водный, конный, футбольный и пр.), устройство заповедника, других рекреационных объектов.
Назначение
Проектируемый детский комплекс предназначен для игр и развлечения детей,  проживающих в пансионате и гостей.   Дети разного возраста, могут находиться здесь как с родителями, так и под наблюдением персонала   в течение нескольких часов или весь день.
Местоположение
Участок берега Клязьминского водохранилища на территории пансионата между VIP зоной и общественным пляжем, площадью около 1,5 га (см. Приложение). Участок включает в себя часть леса, поляну, пляж и водное пространство.

ПРОГРАММА

Составление программы строительства (перечня объектов с указанием их основных характеристик) является одной  из задач проекта, поэтому ниже перечислены только виды деятельности, которые предполагаются на территории парка. Площадь сооружений дана как ориентировочный показатель.
Игры и развлечения:
перечень типов деятельности и соответствующих объектов определить проектом с разделением по возрастным группам: для детей 3-6 лет  
для детей 6-11 лет
для детей 11-15 лет
Часть объектов может использоваться детьми разных возрастных групп.
Представления, выступления, конкурсы, кино/видео: место для выступлений,
зрительские места (на 100 зрителей), предусмотреть возможность установки специального освещения и звуковой аппаратуры, экрана для проекции, временного укрытия от непогоды.
Коллективные действия: костер, танцы, игры и т.п.
Спорт: универсальная площадка — волейбол, баскетбол, мини-футбол, бадминтон, другие соревнования, зимой хоккей, зрительские места, площадка для настольного тенниса.
Водные развлечения: купальня (20-30 м2), причал, лягушатник для маленьких детей, водные велосипеды, горки, надувные лодки, «остров», пост спасателей.
Творческая и трудовая деятельность: поделки из дерева, глины, подручных материалов, моделирование, возможно приготовление пищи, рисование и т.п.
Познавательная деятельность: флора и фауна — ботанический уголок, огород, загон; естественные науки — метео-географическая площадка, солнечные часы, глобус и т.п.
Тихие занятия: чтение, шахматы, рисование и т.п. 
Питание: одновременное питание 40 человек (взрослых и детей) в закрытом
помещении (навес с легким ограждением), а также на террасе, кухня-доготовочная,  мойка, кладовые, (110-130 м2), детский бар. Возможна площадка для готовки на открытом воздухе.
Прием посетителей: входная группа: касса, туалет для сотрудников и посетителей (30-50 м2)
Управление и обслуживание: офис, комната персонала, медпункт, склад инвентаря (80 м2)

Оформление территории:
границы: ограждение территории, входы.
поверхность земли: пути, мощение, фактуры, вода,  искусственный рельеф и т.п.
озеленение: деревья, кусты, трава, цветы и т.п
обустройство: сидения, мусорники, указатели и т.п
освещение: общее и местное освещение, декоративный подсвет.
 
Специальные требования:
Следует предусмотреть  возможность проведение и съемку телевизионных шоу, викторин, конкурсов и других общественных мероприятий для детей.
Основной сезон - лето, однако следует предусмотреть варианты зимнего использования — снег, лед.
Предусмотреть возможность укрытия от непогоды на территории ДИП
Обеспечить максимальную универсальность использования всех объектов и площадок, в том числе и узко-функциональных (например, крыши кафе) 

ПРОЕКТ

Общие установки. 
ДИП - не просто дополнение к услугам пансионата, но самостоятельный архитектурный и художественный объект. 
ДИП должен иметь имя, сценарий, возможно общую тему
ДИП - это приключение, неожиданное пространственное переживание и запоминающийся образ.
Вместо традиционных тренажеров и спортивных снарядов - "многофункциональная скульптура"
Забудьте о типовых "детских игровых площадках", "городках" и теремках.
ДИП –это  творческое освоение детьми форм и пространств.

Общие требования
ДИП  расположен в зоне охраняемого ландшафта. Поэтому проект должен предусматривать минимальное вмешательство в природное окружение: вырубку деревьев, изменение рельефа местности, и пр.

Учитывая то, что проект рассчитан на реализацию в натуре, необходимо минимизировать затраты на строительство и эксплуатацию. Свести к минимуму использование сложных механических и электрических устройств. Применять недорогие и доступные строительные материалы и конструкции.

ДИП предназначен для детей, что предъявляет повышенные требования к безопасности.
Следует избегать острых углов и режущих кромок, ограничивать доступную для детей высоту сооружений и пр.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Анализ участка
Представление Анализа 1:  схемы, фотографии, рисунки и текстовые комментарии на планшете А2 - А1.  Выполняется коллективно всей группой.
2. Анализ задачи и составление развернутой программы.
Предложения по концепции генерального плана и сооружений.
Представление Программы – текст, рисунки.
Представление Концепции – в произвольной технике в М 1:500. Рисунки, тексты. Формат А1
Выполняется индивидуально.
4.  Разработка концепции генерального плана и сооружений. Разработка эскизных проектов отдельных объектов
Представление Концепции - макет в  масштабе 1:100/ 1:200, аксонометрии, перспективы.
Выполняется коллективно проектными группами.
Представление эскизных проектов: макеты 1:100 / 1:200 в составе макета Концепции, чертежи объектов 1:100.
Выполняется коллективно или индивидуально в составе групп.

Окончательный набор материалов для представления Концепции и эскизных проектов,  масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

19 октября,  суббота — выдача задания, обсуждение проблемы
23 октября,  среда — выезд на участок, работа над анализом участка
26 октября, суббота — представление индивидуальных программ и концепций, обсуждение, формирование групп
30 октября, среда — представление групповых концепций, обсуждение программ
2, 6, 9 ноября — консультации по группам
13 ноября, среда — представление эскизного проекта, обсуждение
16, 20, 23 ноября — консультации по группам
27 ноября, среда — сдача проекта, обсуждение, жюри,оценки

Детский Игровой Полигон на Клязьме  /
Екатерина Батанова
Елизавета Семенова