Группа зданий ПЛОЩАДЬ, УЛИЦА
1997 год 5 курс, 10 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

Рассматривая город как физическую структуру легко видеть, что он представляет собой пористое тело, состоящее из плотной субстанции и пустот, причем именно пустоты, "каналы и поры", определяют его пространственный каркас. Это прежде всего сеть транспортных коммуникаций и их узлов, которой подчинена вся плотная субстанция города, его застройка. Сам факт их доминирования в городской структуре свидетельствует о том, что город исторически складывался прежде всего как коммуникационная система. То есть как система, создающая оптимальные условия для распространения идей, информации и продуктов, предоставляющая возможности, соответствующие места для контактов и общения людей и связи между ними. Более того, город сам по себе можно рассматривать как информационный объект, содержащий символические, знаковые и визуальные сообщения в своем пространстве и архитектуре.


Традиционный, классический город складывался из улиц - коридоров и пространственно-ограниченных, замкнутых площадей. Архитектурные достоинства этих городских пространств зависят в первую очередь от качеств самой их "пустоты", ее формы, размеров, пропорций, масштаба. Естественно, все эти параметры "пустоты" задаются ее границами, то есть окружающей застройкой. Улицы и площади исторического города формировались, как правило, в течение длительного времени, из архитектуры разных стилей, отражая на каждом этапе своего развития соответствующие ценностные установки культуры. Но, несмотря на это, а в некоторых случаях благодаря этому, они сохраняли системную целостность и нередко складывались в композиционные ансамбли. И только градостроительство барокко и классицизма сделало завершенный городской ансамбль самостоятельным объектом проектирования.
В историческом городе открытые пространства имели выраженный общественный характер - рынок, форум и т.п., то есть предназначались прежде всего для общения людей и, соответственно, как архитектурный факт воспринимались из любой точки, наподобие интерьеров. В современном городе большая часть открытого пространства принадлежит транспорту. Это меняет не только статус пространства, но и тип его восприятия: площадь в крупном городе можно воспринять или с ее периметра или из окна быстродвижущегося автомобиля.


В XX веке изменилось и само понимание архитектурного пространства.

"Одно из предубеждений, основанном на опыте последних 2000 лет, состоит в том, что архитектурное пространство тождественно организации внутреннего пространства. Со времен Римской империи это была самая важная проблема архитектуры... Теперь, вслед за древними (имеются в виду Египет, Шумер и,отчасти Греция), но на новом уровне, стало снова понятно, что формы, наружные поверхности и плоскости моделируют не только ограниченное пространство... В настоящее время мы опять стали воспринимать формирующую силу, излучаемую объемами за пределы занимаемого ими пространства." Зигфрид Гидеон, Пространство, время, архитектура. М.1975


Таким образом, перед архитектором, проектирующим современное городское пространство, возникает целый ряд концептуальных проблем, таких как проблемы статуса этого пространства, характера его освоения, использования и восприятия человеком, пространственной типологии, принципов включенности в существующий контекст, стратегии долговременного развития и т.д. Осмысление этих проблем поможет решить конкретные проектные задачи.

ЗАДАЧА

Вам предлагается разработать проект архитектурной организации городского пространства одного из двух различных типов: линейно-протяженного (улица) или узлового (площадь). В процессе работы над проектом следует:
-    провести всесторонний градостроительный анализ территории по следующим
параметрам:
-    функциональная и композиционная роль и место участка в структуре города и
прилегающего района; пространственные, визуальные и функциональные связи;
-    планировочная, объемно-пространственная и морфологическая структура
участка и прилегающей территории; топография и ориентация участка;
-    существующая функциональная активность на данной территории, ее типы,
распределение в пространстве, схемы движения транспорта и пешеходов;
функциональная эффективность использования территории, функциональные
проблемы;
-    существующая пространственная ситуация, соотношения масс и объемов с
открытым пространством, проявленность-непроявленность пространственных границ,
архитектурные качества существующей застройки, пространственные качества среды,
освоенность территории;
-    соответствие функциональной и пространственной организации участка его
роли и месту в структуре города;
Результатом анализа должны быть выводы о потенциальных возможностяхи путях функционального развития и пространственной организации данной территории.
-    сформулировать архитектурную концепцию организации территории, определив
принципиальные позиции:
-    по стратегии развития территории (в т.ч. во времени, с возможностью участия
разных архитекторов и т.п.);
-    по пространственно-планировочной структуре территории, (в т.ч. по
транспортной схеме, использованию подземного пространства и т.п.)
-    по функциональному назначению и объемам нового строительства,
-    по структуре соотношений масс и открытых пространств, распределению в
пространстве сооружений, их форме и характеру;
-    дать проектные предложения по архитектурной организации соответствующего
городского пространства, уточнив и доработав принципиальные положения концепции;
разработать генеральный план городской пространственной системы, определив:
-    расположение сооружений в пространстве, имея в виду их связи и
взаимодействия друг с другом и с системой в целом;
-    параметры, форму и архитектурные характеристики зданий и сооружений, в
соответствии с их функциональной типологией и композиционной ролью в
пространственной системе;
-    схему транспорта и транспортного обслуживания с учетом транзита, местных
проездов и подъездов, стоянок (в нужном количестве), остановок общественного
транспорта, метро и ж/д, пешеходных путей;
-    ландшафтное решение территории, имея в виду обработку поверхности
земли, озеленение, благоустройство и оборудование и т.п.
-    разработать проект одного из объектов предлагаемой пространственной системы, дав
предложения по его общей структуре, планировке основных этажей и фасадам.

УЧАСТКИ

РИЖСКАЯ ПЛОЩАДЬ в границах - Сущевский вал - фронт Рижского вокзала - Крестовский путепровод - железная дорога (Водопроводный пер) Возможное функциональное содержание: расширение Рижского вокзала (включая терминал скоростной дороги Москва -Санкт-Петербург), гостиницы, торговые центры, рынок, офисы и бизнес-центр, выставочные залы и др.
ДМИТРОВСКОЕ ШОССЕ - участок восточной стороны от улицы Руставели до гостиницы "Молодежная" (напротив)
Возможное функциональное содержание: гостиницы, офисы, бизнес-центр, общественные сооружения, жилье (ограниченно) и др.
Данные функциональные программы приведены лишь для ориентации. Они могут быть откорректированы и дополнены в разумных пределах.