Здание-контейнер ПРОЕКТ 100 куб. м ПРОСТРАНСТВА — ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ
2003 год 3 курс, 6 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

«Настоящая архитектура занимается домом,  но домом обыкновенным, простым,  для людей также обыкновенных,  простых,  не касаясь дворцов. Создать дом для обыкновенного,  «нормального» человека — это значит определить характер его потребностей. Исходить из масштаба соотношения человека и здания,  найдя типичные для всех людей потребности,  функции и эмоции.

Дом имеет двоякое назначение. Прежде всего это машина для жилья,  иными словами машина,  предназначенная оказывать нам эффективную помощь в скорейшем и правильном выполнении работы,  машина,  быстрая,  способная удовлетворять наши потребности в комфорте. Кроме того,  это место,  пригодное для размышлений,  и,  наконец,  красивое место,  где нашему уму создается,  столь необходимый ему покой.  

Дом есть прямое порождение антропоцентризма; иными словами,  здесь всё ведёт  обратно к человеку. С этой очень простой точки зрения дом неизбежно должен интересовать нас больше всего другого,  потому что он связан с нашей жизнью: дом — раковина улитки.  Поэтому нужно,  чтобы он был сделан по нашей мерке.»

Ле Корбюзье,  Новый дух в архитектуре,  1926

 

1. Много ли человеку нужно. Экзистенцминимум. С того времени, как общество стало брать на себя заботу о жилье для граждан, перед архитектурой стоит вопрос о том какие условия являются необходимыми и достаточными для человеческого существования. Сколько кубометров воздуха, квадратных метров пола, калорий тепла и люксов света нужно человеку для сохранения здоровья и достижения необходимого комфорта? Необходимый минимум удобств  определяется в равной степени биологическими и культурными  факторами. Притом, что размеры человеческого тела и базовые физиологические  потребности для всего человечества примерно одинаковы и могут быть научно обоснованы,  каждая культура и каждая эпоха формирует собственный стандарт потребления.

 

2. Кочевая и оседлая архитектура. Привязка к месту, местности, есть одно из фундаментальных свойств архитектуры, ее родовым признаком, неслучайно архитектура относится к сфере не-движимого имущества. Принципиальная неподвижность, связь с особенностями ландшафта и климата, ориентация по сторонам горизонта, масштабные соотношения с окружением и т.п., делают архитектурный объект уникальным и неповторимым в отличие от продукта промышленного дизайна, который можно применить в любых условиях. Но для легкого домика это различие оказывается не столь острым. Если дом поставить на колеса, сделается ли он сразу автомобильным прицепом ? А если жилая баржа причалена к берегу, станет ли она от этого более архитектурой?

 

3. Дом - "машина для жилья". Сложный процесс в маленьком пространстве. Размещение сложного процесса, каковым, несомненно, является проживание, на ограниченной площади требует очень точной организации пространства. Пример - купе поезда или каюта корабля.  В маленьком доме предполагается "мебельное" отношение к конструкции и другим элементам архитектуры, поскольку все они соотносятся с человеком и должны им использоваться. Граница между шкафом, столом и домом практически стирается. Дом - это крупная мебель

 

Проект выполняется в два этапа.

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ЗДАНИЯ

ЗАДАЧА:

Вам предлагается провести анализ на основании фотографий, чертежей и других проектных материалов. Анализ должен  по возможности охватывать все компоненты здания,  но прежде всего следует проанализировать: 

 

 а. АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ

- главная архитектурная тема здания;

- идейные и формальные предпосылки архитектурного решения;  источники формообразования (традиция,  фольклор,  органическая форма,  абстрактная геометрия,  пластические ассоциации,  технология,  символы и знаки,  и т.п.);

 

из архитектурной концепции следует и решение других проектных задач:

 

б. ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО И ОСВОЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

- форма и структура - размеры,  геометрия,  

- жизнедеятельность (сценарий и процессы)

- границы - организация и проявленность границ пространства, плотность- прозрачность  

   поверхностей,  структура проемов,  ритмы,  пластика,  материалы,  иерархия элементов;

 

в. КОНСТРУКЦИИ

- тип и структура,  параметры конструкций,  покрытие, несущие конструкции;

- роль конструкций в организации пространства и формы (форма следует конструкции - 

   конструкция следует форме);

- артикулированность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве (активно проявлены - скрыты);

 

г. ВНЕШНЯЯ ФОРМА

- форма и структура объема - величина,  геометрия,  масса,  расчлененность,  силуэт,   

   проявленность вовне структуры внутреннего пространства;

- поверхности наружного ограждения и их структура - плотная - разреженная,  глухая -  

   прозрачная,  плоская - рельефная,  структурная упорядоченность,  ритм,  пластика;

- материалы наружного ограждения - принципы использования,  фактуры;

- образные качества - монументальность,  лиризм,  нейтральность - агрессивность,  

   ассоциации,  аналоги;

 

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

Плавдом. арх. Михаил Лабазов, Россия, 2000

Передвижной жилой контейнер. арх. Маркку Хедман, Финляндия, 2002

"Стеклянный дом", арх. Филипп Джонсон, Нью-Канаан, США, 1949 г.

Ритуальный зал на кладбище, арх. Гуннар Асплунд, Стокгольм, Швеция, 1918-1920 

Капелла Св. Бенедикта,  арх. Петер Цумтор, Сунвиг, Швейцария, 1988

Кинетический жилой модуль, Проект №124, арх.бюро  Фьючер Системс, Лондон, 1984

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ:  

Результаты анализа представляются графически и текстуально на листе формата А2 в объеме и манере, наиболее полно и точно характеризующих объект. Все графические материалы должны быть выполнены вручную. Важной частью представления является текст (один лист формата А4). Работа по анализу выполняется самостоятельно,  без консультаций

ПРОЕКТ

ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ – 100 м3 

 

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ: 

Тип жизни: скорее всего, этот дом является вторым жилищем для хозяев, и предназначается для отдыха в выходные дни или во время отпуска. Но нельзя исключить, что они могут жить там длительное время или даже постоянно.

Хозяева: дом может принадлежать одинокому отшельнику,  паре или семье с одним-двумя детьми. Каждый из вариантов предполагает специфическую программу и сценарий жизни. 

Объем дома: 100 кубических метров. Площадь дома: ориентировочно 30-35 м2, в зависимости от 

высоты и формы здания.

Этажность: один этаж, возможно устройство антресолей.

Сезонность: возможность круглогодичного использования.

Конструкции и материалы: произвольные, с учетом масштаба сооружения, комфорта, экологии и 

экономики. Дом может рассматриваться и как индивидуальный и как серийный.

Инженерные системы: дом обеспечен электричеством, водопроводом от местной скважины и 

канализационным септиком или биотуалетом. Отопление или от котла, или печное (м.б. камин).  

Для вариантов 2 и 3 предусмотреть емкость для воды 200-250 л.

Основные функции:

а. сон - спальные места для одного - четырех человек

б. приготовление и прием пищи -  минимальный набор оборудования для приготовления пищи: холодильник, мойка, плита электрическая

в. отдых - возможность для отдыха обитателей внутри домика (телевизор, книги и т.д.), и снаружи (терраса, навес и пр.)

г. гигиенические потребности - унитаз, раковина, душевая кабина

д. хранение утвари, одежды и пр. 

 

вариант 06/1  ДОМ В ЛЕСУ 

Дом расположен в подмосковном лесу на берегу озера. 

 

вариант 06/2  ПЛАВУЧИЙ ДОМ 

Плавучий дом расположен на понтоне вблизи берега озера. Размер и конфигурация понтона – в зависимости от габаритов и формы дома. Может перемещаться по воде с помощью катера.    

 

Вариант 06/3  ДОМ НА КОЛЕСАХ

Передвижной дом  расположен на двухосном автомобильном прицепе размером 2х5х0.8 м. Конструкции дома могут выступать за габариты платформы по ширине на 0.5 м, по длине на 1-1.5 м, высота до 4 м от поверхности дороги. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. План с расстановкой оборудования М 1:20  

3. Разрез с узлами конструкций стены 1:10

4. Фасады 1:20

4. Детали. М 1:5 – 1:1 

4. Перспективные изображения с различных точек

 

Окончательный набор материалов для представления,  масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

 

26 февраля, среда — выдача задания 06 и 06а,  обсуждение проблемы

1 марта, суббота — представление анализа,  групповое обсуждение

5 марта, среда — представление концепции, групповое обсуждение

12 марта, среда, 

15 марта, суббота, 

19 марта, среда, 

22 марта, суббота, 

26 марта, среда — индивидуальные консультации

29 марта, суббота — сдача проекта,  жюри, оценка,  критический анализ,  обсуждение

ЗАГОРОДНЫЙ ДОМ  /
Лена Мануилова
Лесной дом  /
Наталия Зайченко