Интерьер СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
2006 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМЫ

1.Интерьер – сложносоставное целое. В архитектуре понятие «интерьер» связано с содержанием и организацией внутренних закрытых пространств. Специфика проектирования интерьера связана с его изолированностью и, часто, самодостаточностью. Проектируя здания или предметы, мы неизбежно сопоставляем объект с его окружением, городом, природой.  В интерьере же приходится проектировать новую вселенную в миниатюре - землю и небо, свет и тьму.
Как художественное целое интерьер складывается из отдельных компонентов.
Первый компонент - это пространственная форма-оболочка интерьера,  его физические границы и материальное обрамление. Форма-оболочка определяет характерные качества ограниченного пространства - его абсолютную величину, геометрическую форму,  расчлененность на участки (крупная пластика), статичность - динамичность,  степень изолированности,  распределение естественного света. Часто мы имеем дело с уже готовой формой, интерьером в существующем здании, тогда задача проектирования состоит в интерпретации. осмыслении этой формы.
Второй компонент - декор  ограждений,  т.е. оформление и деталировка отдельных плоскостей и конструктивных элементов формы-оболочки - стен, опор, потолков,  полов и т.п. Форма и материал  ограждений,  их пластическая и цветовая обработка,  характер деталей предопределяют индивидуальные образные черты интерьера.
Третий компонент интерьера - его предметное наполнение (оборудование и мебель) характеризуют функционально-типологическое содержание среды. Форма и материал элементов оборудования,  их группировка в пространстве существенно влияют на образные и функциональные качества интерьера.

2. Архитектура и движение. Встреча статической по своей природе архитектуры с транспортом, суть которого в движении, наиболее драматична в метрополитене, поскольку стремительно мчащийся поезд заключен в интерьер, чего не происходит ни на вокзале, ни в аэропорту. Непосредственное взаимодействие с транспортом предопределяет отношение к метрополитену как к техническому сооружению, подобному мосту или тоннелю.

3. Московское метро.  В то же время именно в Москве существует мощная традиция богатого декорирования станций, создавшая уникальную типологию подземных дворцов, не имеющих, впрочем, прямого отношения к транспорту.

4. Пространство для толпы. Станция метро - максимально "деприватизированное", анонимное пространство, в нем почти ничего нет для отдельного человека. При этом в отличие от склада или цеха современного предприятия, не предполагающего пребывания людей,  метро постоянно заполнено толпой.

УСЛОВИЯ

Местоположение: Станция расположена в одном из новых районов Москвы.
Технические условия: Современные станции метро, как правило, делают неглубокого заложения, в связи с чем возможны две конструктивных схемы - безопорная со сводчатым перекрытием и трехпролетная с двумя рядами опор и плоским перекрытием (см. соответствующие чертежи).
По торцам зала расположены два кассовых зала с турникетами. Для связи перронного и кассовых залов можно использовать как лестницы, так и эскалаторы.
Предполагается использование как стандартного оборудования (турникеты, двери), так и индивидуального.
Обязательно строгое соблюдение размеров зала и его элементов, обусловленных технологическими требованиями, в первую очередь это относится к железнодорожному полотну и перрону (см. приложение).
Требования к отделочным материалам: полы должны сопротивляться истиранию и влиянию агрессивных сред, легко мыться, очищаться от грязи и не быть скользкими,  материалы стен должны быть долговечными, легко очищаться от грязи и не собирать пыль.
Все элементы станции должны быть защищены от вандализма, например размещение светильников в зоне досягаемости человека (2.2 м от уровня пола) не допускается.
Функции:
функция а.    покупка билетов, оплата проезда (кассовый зал)
оборудование - турникеты, будка дежурного
функция б.    посадка и высадка из поезда
функция в.    ожидание поезда
оборудование - скамейки, иная мебель для сидения
функция г.    информация
оборудование – логотип станции, информационные стенды со схемой линий метро, информацией о наземном транспорте, рекламные щиты и пр.
(на эту часть проекта следует обратить особое внимание - Московский метрополитен за 70 лет существования не приобрел устойчивого графического стиля).
Образ: Проектируемая станция может рассматриваться и как уникальная и как прототип для всех станций одной линии. В первом случае необходимо предложить название станции, которое могло бы дать ключ к ее образу.  Названия могут быть связаны с географией,  именами знаменитых людей, историческими событиями или с другими темами и понятиями. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

1. План пола с расстановкой оборудования М 1:100  
3. Разрезы: продольный  М 1:100, поперечный М 1:50
4. Детали. М 1:10-1:20
4. Перспективные изображения интерьера  с различных точек
Окончательный набор материалов для представления,  масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

30 ноября,  суббота         - выдача задания
4 декабря,  среда         - представление концепции, групповое обсуждение
7, 11,  14,  18,  21 декабря   - индивидуальные консультации
25 декабря,  суббота         - сдача проекта,  обсуждение,  оценки

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1.    В.Раннев.  Интерьер, М. Высшая школа, 1987
2.    М.Рыклин. Лучший в мире, Метродискурс. в кн. "Пространства ликования. Тоталитаризм и различие", М, Логос, 2002
3.    Чарльз Мак-Коркодейл, Убранство жилого интерьера, М. Искусство, 1990

гребной канал  /
Слонимский Леонид
Станция Метрополитена  /
Елизавета Семенова
Станция метро  /
Сергей Кантерин