Интерьер СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
2002 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

1.Интерьер – сложносоставное целое. В архитектуре понятие «интерьер» связано с содержанием и организацией внутренних закрытых пространств. Специфика проектирования интерьера связана с его изолированностью и, часто, самодостаточностью. Проектируя здания или предметы, мы неизбежно сопоставляем объект с его окружением, городом, природой.  В интерьере же приходится проектировать новую вселенную в миниатюре — землю и небо, свет и тьму.

Как художественное целое интерьер складывается из отдельных компонентов. 

Первый компонент — это пространственная форма-оболочка интерьера,  его физические границы и материальное обрамление. Форма-оболочка определяет характерные качества ограниченного пространства - его абсолютную величину, геометрическую форму,  расчлененность на участки (крупная пластика), статичность — динамичность,  степень изолированности,  распределение естественного света. Часто мы имеем дело с уже готовой формой, интерьером в существующем здании, тогда задача проектирования состоит в интерпретации. осмыслении этой формы. 

Второй компонент - декор  ограждений,  т.е. оформление и деталировка отдельных плоскостей и конструктивных элементов формы-оболочки — стен, опор, потолков,  полов и т.п. Форма и материал  ограждений,  их пластическая и цветовая обработка,  характер деталей предопределяют индивидуальные образные черты интерьера.

Третий компонент интерьера — его предметное наполнение (оборудование и мебель) характеризуют функционально-типологическое содержание среды. Форма и материал элементов оборудования,  их группировка в пространстве существенно влияют на образные и функциональные качества интерьера. 

 

2. Архитектура и движение. Встреча статической по своей природе архитектуры с транспортом, суть которого в движении, наиболее драматична в метрополитене, поскольку стремительно мчащийся поезд заключен в интерьер, чего не происходит ни на вокзале, ни в аэропорту. Непосредственное взаимодействие с транспортом предопределяет отношение к метрополитену как к техническому сооружению, подобному мосту или тоннелю.

 

3. Московское метро.  В то же время именно в Москве существует мощная традиция богатого декорирования станций, создавшая уникальную типологию подземных дворцов, не имеющих, впрочем, прямого отношения к транспорту. 

 

4. Пространство для толпы. Станция метро — максимально «деприватизированное", анонимное пространство, в нем почти ничего нет для отдельного человека. При этом в отличие от склада или цеха современного предприятия, не предполагающего пребывания людей,  метро постоянно заполнено толпой.

 

 

Краткая библиография к заданию: 

1.В.Раннев.  Интерьер, М. Высшая школа, 1987 

2.М.Рыклин. Лучший в мире, Метродискурс. в кн. "Пространства ликования. Тоталитаризм и различие", М, Логос, 2002

3.Чарльз Мак-Коркодейл, Убранство жилого интерьера, М. Искусство, 1990

 

ЗАДАЧА И УСЛОВИЯ

 

ЗАДАЧА:

НОВАЯ СТАНЦИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА / перронный  и кассовый  залы

 

УСЛОВИЯ: 

Местоположение: Станция расположена в одном из новых районов Москвы.

Технические условия: Современные станции метро, как правило, делают неглубокого заложения, в связи с чем возможны две конструктивных схемы - безопорная со сводчатым перекрытием и трехпролетная с двумя рядами опор и плоским перекрытием (см. соответствующие чертежи). 

По торцам зала расположены два кассовых зала с турникетами. Для связи перронного и кассовых залов можно использовать как лестницы, так и эскалаторы. 

Предполагается использование как стандартного оборудования (турникеты, двери), так и индивидуального. 

Обязательно строгое соблюдение размеров зала и его элементов, обусловленных технологическими требованиями, в первую очередь это относится к железнодорожному полотну и перрону (см. приложение).

Требования к отделочным материалам: полы должны сопротивляться истиранию и влиянию агрессивных сред, легко мыться, очищаться от грязи и не быть скользкими,  материалы стен должны быть долговечными, легко очищаться от грязи и не собирать пыль. 

Все элементы станции должны быть защищены от вандализма, например размещение светильников в зоне досягаемости человека (2.2 м от уровня пола) не допускается.

Функции: 

функция а. покупка билетов, оплата проезда (кассовый зал)

оборудование - турникеты, будка дежурного 

функция б. посадка и высадка из поезда

функция в. ожидание поезда 

оборудование - скамейки, иная мебель для сидения

функция г. информация 

оборудование – логотип станции, информационные стенды со схемой линий метро, информацией о наземном транспорте, рекламные щиты и пр.

(на эту часть проекта следует обратить особое внимание - Московский метрополитен за 70 лет существования не приобрел устойчивого графического стиля).

Образ: Проектируемая станция может рассматриваться и как уникальная и как прототип для всех станций одной линии. В первом случае необходимо предложить название станции, которое могло бы дать ключ к ее образу.  Названия могут быть связаны с географией,  именами знаменитых людей, историческими событиями или с другими темами и понятиями. 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 

1. План пола с расстановкой оборудования М 1:100   

3. Разрезы: продольный  М 1:100, поперечный М 1:50

4. Детали. М 1:10-1:20 

4. Перспективные изображения интерьера  с различных точек

Окончательный набор материалов для представления,  масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

 

ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

30 ноября, суббота — выдача задания

4 декабря, среда — представление концепции, групповое обсуждение

7, 11, 14, 18, 21 декабря — индивидуальные консультации

25 декабря, суббота — сдача проекта,  обсуждение,  оценки

 

СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА  /
Екатерина Батанова
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА  /
Катя Любавская
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА  /
Лена Мануилова
станция метро "ОСТРОВНАЯ"  /
Наталия Зайченко