Вещи в пространстве Студенческий дом
2010 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев, К.Е. Асс

01.1-01.3 Понимание архитектуры

01.1 Чтение архитектуры

УСЛОВИЯ:
Возьмите выданный вам текст и найдите место, где его можно прочитать. Это не должна быть ваша комната или любое другое жилое помещение. Вы должны прочитать этот текст в общественном месте, желательно некоммерческом, например библиотеке, институте, музее, центре современного искусства. Но можно и в кафе, клубе или магазине. Это должно быть место, где вы можете спокойно просидеть 2-3 часа, читая, никому не помешав и так, чтобы вам тоже особо никто не мешал. Не ходите парами и группами, каждый должен быть сам за себя.

ЗАДАЧА:
Прочитав текст, вы должны, воспользовавшись тем аппаратом, что вы обнаружили в нем, осмыслить то пространство, в котором вы читали. Вам следует написать по результатам небольшое критическое эссе, объемом около 2.500 знаков (полторы страницы), предметом которого станет анализ помещения, в котором вы читали. В эссе следует связно ответить на следующие вопросы:
- почему я выбрал (-а) это пространство
- насколько оно было удобно для чтения. Для чего еще оно удобно/неудобно
- каковы его характерные черты: форма, материалы, организация, обстановка.
- свет в пространстве
- возможность реализации быть в одиночестве
- в чем для вас смысл этого пространства, можно ли сформулировать его идею, концепцию, заложенную автором или сформулированную вами.

Критическое — не значит осуждающее, но значит ОБсуждающее. Вы не обязаны быть недовольными своим выбором, но вы обязаны его осмыслить. Связно — значит в виде последовательного рассказа, а не в виде списка ответов на вопросы, если, конечно, это не использовано, как художественный прием. Избегайте общих определений, таких как «хорошо», «красиво», будьте предельно точны и специфичны.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Эссе следует прислать по почте на адрес project@archclass.ru. в формате .doc до 18.00 3 сентября, распечатку на бумаге необходимо иметь с собой на занятиях. Цифровые версии всех документов и чертежей выполняются с помощью сканнера или цифрового фотоаппарата. Они необходимы для нашего архива и для финальной презентации.

01.2 Припоминание архитектуры

Теперь, когда вы провели анализ помещения, в котором вы читали, от вас требуется вспомнить, как оно выглядело. Важно, чтобы вы были честны с собой — вы не должны в него возвращаться, смотреть фотографии, которые у вас, возможно есть, и так далее.
От вас требуется по памяти изобразить его на кальке в масштабе 1:25.

Это должен быть рисунок, не чертеж(!), выполненный в карандаше. Расчертите лист бумаги формата А3 на клетки 4х4 см (это будет 1 метр в масштабе), наложите сверху лист кальки. Нанесите схематически границы помещения и объекты, которые его заполняли. Рисуйте одновременно план и разрез. Обозначьте место, где вы находились, постарайтесь воспроизвести объекты, которые были в радиусе трех метров от вас. Наложите следующий лист кальки, постарайтесь воспроизвести пропорции как можно точнее. Не экономьте кальку — старайтесь не пользоваться ластиком. Когда вы достигнете максимальной уверенности, наложите последний лист кальки, и обведите тушью или фломастерами результат вашего исследования. Используйте разницу толщин — чем ближе объект находится к плоскости сечения, тем толще должны быть линии, и наоборот. В результате у вас должен получиться лист А3, на котором уместятся план и разрез вашего помещения. На втором листе изобразите по памяти перспективу помещения в любой графической или живописной технике.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Лист А3 с черно-белыми планом и разрезом вашего помещения.
Пачка калек А3 с последовательными приближениями к окончательному варианту.
Лист А3 с перспективой
Окончательный вариант прислать на адрес project@archclass.ru. до 08 сентября
Формат jpg, 1400 пикселей по длинной стороне.

01.3 Реальность архитектуры

01.3а

Вы попытались вспомнить пространство, в котором провели за чтением три часа и которое потом анализировали. Теперь вам потребуется сравнить результат вашего припоминания с реальностью. Возьмите рулетку (можно лазерную), фотоаппарат и копию вашего окончательного крока (рисунка) по заданию 1.2 и отправьтесь снова на то же место. Займите место, на котором вы были, когда читали и замерьте расстояния до предметов и объектов от него. Постарайтесь как можно точнее замерить существующее положение и нанесите отличия на свой крок.  Если требуется, зарисуйте новый, но все равно укажите все расхождения на первом кроке. Фотографии будут дополнением к вашим зарисовкам, их одних недостаточно. Соберите все необходимые данные для выполнения обмерного чертежа в мастерской.

01.3б Работа в мастерской.

Вычертите на кальке вручную план и разрез вашего помещения по результатам обмеров.
Это должен быть черно-белый чертеж в туши или фломастерах, без карандаша и тоновых заливок. Используйте толщины линий как в задании 1.2, чтобы проявить глубину пространства. На разрезе изобразите как минимум одну фигуру своего роста.
Подпишите, что считаете необходимым. Не забывайте указывать разрезные линии.
Можете использовать в подаче фотографии.

Вы должны представить все свои кальки и чертежи в виде пачки с окончательным вариантом сверху.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ
Лист А3 с черно-белыми планом и разрезом вашего помещения.
Пачка калек А3 с последовательными приближениями к окончательному варианту.
Окончательный вариант прислать на адрес project@archclass.ru. до субботы 11 сентября
Формат jpg, 1400 пикселей по длинной стороне.

01.4 Другое место

Вы исследовали пространства, в которых вам показалось уместным и удобным читать, и обнаружили их плюсы и минусы. Кроме того, вы узнали, какие ошибки совершает сознание в своем восприятии окружающего пространства. Теперь у вас есть возможность сочинить другое место, которое бы было лучше того, что вы анализировали, и выполняло бы больше функций. Функции вы можете добавить на свой вкус, а мы хотим увидеть проект, который бы отвечал на следующие вопросы:

- Что нужно в этом другом месте?
- Какие возможности оно предоставляет?
- Каковы его пространственные характеристики?
- Каковы его материалы?
- Как оно освещено?
- Общее ощущение этого другого места?

Для проектного ответа на эти вопросы даются следующие ограничения:
Пространство должно быть размером не более чем 2х3х3 метра (Ширина х Длина х Высота)
Это идеальное место для работы и размышления вне дома и вне учебной мастерской
Характеристики освещения и формы не зависят от внешних обстоятельств, то есть вам не следует привязываться к каким-либо существующим сооружениям или интерьерам. Ваше пространство должно быть автономным, пригодным для размещения в любом интерьере или на улице.
В проекте вы должны отталкиваться от плюсов и минусов пространства, обнаруженных при работе над заданием 01\
Проект должен быть чем-то средним между архитектурой и мебелью.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ
2 листа А3: один с ручными рисунками, коллажами второй с чертежом, примерами материалов отделки и т.д. Обязательно должны присутствовать перспективные виды, выполненные от руки. В рисунках должны быть отражены материалы, освещенность и форма пространства Ваша идея должна быть ясна и не требовать пояснений

Компьютерные изображения не допускаются
Окончательный вариант прислать на адрес project@archclass.ru. до субботы 18 сентября
Формат jpg, 1400 пикселей по длинной стороне.

01.5. Что и где

Вы придумали идеальное место для собственной работы. Однако недаром даже в однокомнатной квартире есть место, куда усаживают гостя. Поэтому теперь мы должны выяснить, что хочется делать еще в другом месте, но чему в нем пока нет места. То есть, мы должны определить программу для общественного пространства, связанного с вашим другим местом, то есть такого заведения, частью которого ваше другое место может стать. Это заведение — Студенческий дом, то есть место в котором можно поработать, поговорить, куда можно позвать знакомых и т.д. И теперь нужно определить программу этого заведения.

Для этого вам следует проанализировать, что нужно добавить к вашему пространству, чтобы оно стало общественным или его можно было с кем-то разделить. От вас потребуется определение функции (функций), обоснование их необходимости или желательности, и описание ее (их) пространственных потребностей и черт.

Вопросы, на которые вы должны ответить, воспользовавшись своим опытом из задания 1.1:
Что еще можно или нужно присоединить к другому месту?
Как эти пространства (зоны) будут соединяться в одно, перетекать одно в другое, или они должны быть изолированы.
Последовательности: должны ли пространства выстраиваться в последовательность, есть или главное, или они создают сеть?
Как осваиваются эти пространства: одним человеком, группой, толпой, каковы взаимоотношения общественных пространств и других пространств, предназначенных для индивидуального использования

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ

Эссе на 1800 знаков (1 страница), в котором излагается ваше видение заведения, которому принадлежит ваше идеальное другое место. Оформленная программа: список помещений и/или зон с ориентировочными площадями и характеристиками каждой.

Лист А3 с ручными рисунками, коллажами и т.д., изображающими пространства и ощущения программы. Обязательно должны присутствовать эскизы, выполненные от руки. Компьютерные изображения не допускаются

Презентацию и эссе прислать на адрес project@archclass.ru. до среды 22 сентября
Форматы, соответственно, doc и  jpg, 1400 пикселей по длинной стороне.

01.6 Студенческий дом

Вы уже самостоятельно определили программу и место для проектирования своего Студенческого дома, выяснили черты, которые вы хотите в него внести, и ограничения, которые ставит вам выбранное место. Вы в общих чертах узнали, каков язык пространства и как его можно применить. Осталось все это воплотить в своем проекте.

Состав проекта (уточняется в процессе консультаций):
Планы зданий МАрхИ и территории с размещением Студенческого дома, М 1:200 – 1:400
План(ы) помещений, характерные разрезы
Перспективные виды
Чертежи оборудования, мебели, детали

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
1 лист А2, пояснительная записка 1800 знаков, (1 лист).
Все чертежи выполняются черно-белыми, в ручной графике.
Перспективы должны быть выполнены в цвете, отражать материалы, в которых выполнен интерьер, и его освещение. Презентация проекта должна ясно демонстрировать вашу идею и понимание задачи. Макет должен быть выполнен в цвете, со схематическим изображением материалов из которого выполнен интерьер, и включать мебель и фигуры людей в масштабе. Пояснительная записка должна давать общее представление о вашем проекте для вашего коллеги, который не знает всех ваших мотиваций.

Презентацию прислать на адрес project@archclass.ru до пятницы 15 октября. Формат jpg, 1400 пикселей по длинной стороне. Макеты доставить в мастерскую 16 октября.

Вы уже самостоятельно определили программу и место для проектирования своего Студенческого дома, выяснили черты, которые вы хотите в него внести, и ограничения, которые ставит вам выбранное место. Вы в общих чертах узнали, каков язык пространства и как его можно применить. Осталось все это воплотить в своем проекте.

Состав проекта (уточняется в процессе консультаций):
Планы зданий МАрхИ и территории с размещением Студенческого дома, М 1:200 – 1:400
План(ы) помещений, характерные разрезы
Перспективные виды
Чертежи оборудования, мебели, детали

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА
1 лист А2, пояснительная записка 1800 знаков, (1 лист).
Все чертежи выполняются черно-белыми, в ручной графике.
Перспективы должны быть выполнены в цвете, отражать материалы, в которых выполнен интерьер, и его освещение. Презентация проекта должна ясно демонстрировать вашу идею и понимание задачи. Макет должен быть выполнен в цвете, со схематическим изображением материалов из которого выполнен интерьер, и включать мебель и фигуры людей в масштабе. Пояснительная записка должна давать общее представление о вашем проекте для вашего коллеги, который не знает всех ваших мотиваций.

Презентацию прислать на адрес project@archclass.ru до пятницы 15 октября. Формат jpg, 1400 пикселей по длинной стороне. Макеты доставить в мастерскую 16 октября.

01.7 Взгляд со стороны

Дорогой (-ая) ....!

Прилагаются чертежи и фотографии макета, выполненного твоим (-ей) одногруппником (-цей) на тему Студенческий дом. Вы уже видели подготовительные материалы к этому проекту, слышали его (ее) мнение по поводу проблем и задач, которыми мы занимались последние полтора месяца. Макеты находятся в нашей мастерской. Пользуясь тем, что мы узнали за последнее время, сочините, пожалуйста, критическое эссе о прилагаемом проекте, рассмотрев в тексте следующие вопросы:

- Целостность и оправданность программы
- Ее пространственное разрешение
- Ее пластическое оформление
- Работа с материалами и светом
- Ясность или неясность архитектурного решения, его взаимосвязь с поставленной задачей
- Общее заключение о праве такого проекта на жизнь

Презентационные материалы
Эссе объемом 2500 знаков (полторы страницы)

Эссе следует прислать на адрес project@archclass.ru в формате .doc до субботы 23 октября

Сдача проекта, чтение эссе, критика, обсуждение с приглашенным жюри в субботу 23 октября

01.8 Материальность архитектуры

Последним этапом вашего проекта будет работа с материалами. Не имея возможности реализовать ваш проект в натуре, мы все же можем ощутить материальность архитектуры. Возьмите образцы отделочных материалов, предусмотренных проектом, и сделайте из них макет. Макет не обязательно буквально до детали повторяет чертежи, это в большей степени концепция, чем иллюстрация, но он должен обладать рядом непременных свойств.
Реальность материалов: они должным быть именно те, что в проекте, с той же фактурой, цветом и отделкой, и расположены в той же пространственной последовательности. Например, если в проекте пол из дерева, то и в макете дерево должно лежать внизу.
Масштаб и пропорции: макет дает представление о масштабе и пропорциях помещения, не изображая его буквально. Масштаб макета 1:20
Соотношение материалов: их количество в макете пропорционально натуре. Если в проекте есть Большая Железная Стена, то и в макете металл должен доминировать

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ : макет М 1:20

Дому Дом  /
Антонина Хлызова
La Scala  /
Жмурова Алёна
Тайные комнаты, Рождественка 11  /
Ася Вайнберг
Пункты  /
Ася Котенко