Вещь СУПЕРКРЕСЛО
2002 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМА

ВЕЩЬ ж. нечто,  предмет, отдельная единица,  всякая неодушевленная особь; в обширном смысле,  все,  что доступно чувствам / Пожитки,  движимое имущество.//...И дом вещь, и игла      
МЕБЕЛЬ ж. франц. Стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы,  лавки,  стулья,  шкафы и пр.

В.Даль «Толковый словарь...»

 

Бог - в деталях.

Людвиг Мис ван дер Рое

 

ПРОБЛЕМЫ:    
1. Человеческая жизнь невозможна без участия вещей. Все разнообразие жизненных
 процессов,  вся наша «повседневная хореография» (Дж.Джейкобс) сопряжена с предметами. Будучи,  по определению П.Флоренского,  продолжением нашего тела,  вещи точно соотносятся с его параметрами в статике и динамике. В тоже время все вещи наделены особым социальным и культурным содержанием. При одних и тех же размерах,  пластическая,  знаковая и поэтическая сущность вещей меняется во времени и пространстве. Вещь - это не только инструмент,  но и культурный знак.
2. Любой объект проектирования предполагает некоего потребителя. Это значит,  что дизайнер и архитектор обязательно вступает в очень сложный и ответственный диалог со своими клиентами, где сталкиваются «Я» автора с «Я» другого человека или многих людей.
3. Все окружающие нас вещи сделаны из тех или иных материалов. Каждый материал обладает определенными свойствами,  не только физическими и конструктивными, но также культурными и эмоциональными. Точность выбора материала для решения конкретной задачи, правильное использование его конструктивных свойств в узлах и деталях в решающей мере предопределяют эстетические качества вещей в современном дизайне и архитектуре.
 4. Нomo sedentarius против Нomo erectus. Прямохождение было одним из
отличительных свойств человека по сравнению с животными. Современный человек большую часть времени проводит сидя (30-45%) или лежа (еще 30%). Сидя мы работаем и отдыхаем, сидим в транспорте и дома. Почти все многообразие нашей деятельности протекает в одной позе, а с развитием телекоммуникаций, и в одном и том же месте (дом-офис). При этом для каждого вида деятельности существует специализированная мебель, что не всегда удобно и экономно.
Задание состоит из двух взаимосвязанных частей - аналитической и проектной.

АНАЛИЗ ВЕЩИ

АНАЛИЗ ВЕЩИ:
выбрать два объекта для анализа.
Объект 1. Это должен быть реальный предмет, предназначенный для сидения (кресло, стул, табурет и т.п.), находящийся в доме, на улице, в общественном месте, в мебельном магазине, музее или в транспорте.
Объект 2 – предмет, выбранный вами из книг, журналов или каталогов.  Этот объект мебели может быть спроектирован известным дизайнером или архитектором, принадлежать определенной исторической эпохе, или отличаться особыми конструктивными и функциональными качествами.
Сам по себе выбор является существенной частью проекта, отражая ваши пристрастия и интересы в сфере дизайна.
произвести обмеры Объекта 1. Сделать чертежи этого объекта с указанием размеров и материалов (проекции,  сечения,  узлы) в масштабе 1:5,  1:2 .
Сделать рисунки и схематические чертежи Объекта 2. По возможности привести размеры.
Дать описание объектов с трех точек зрения:
Форма: размеры, геометрия, структура, материалы и конструкция, сочленение деталей между собой. Важно дать не просто описание, но выявить логику формы, как отдельные детали работают вместе, какую роль выполняет каждая из них.
Функция: для чего предназначен предмет, как он работает, насколько вариативно его использование, проанализируйте эргономику вещи, ее антропометрические характеристики в статике и динамике.
Образ: какое впечатление производит предмет, какие ассоциации вызывает, какие культурные смыслы он в себе содержит,  как и за счет чего достигается такой эффект. Кто потребитель, «культурный герой» этой вещи?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АНАЛИЗА:
Чертежи обмеров, рисунки и тексты на листах формата А2 на жестком основании.

 

ПРОЕКТ

ЗАДАЧА:

Спроектировать суперкресло - уникальную вещь,  которая могла бы обслуживать возможно большее число повседневных жизненных потребностей человека сидящего - работа, учеба, отдых, развлечения, прием пищи, сон и пр.
В процессе проектирования проанализировать характер, тип и образ жизни предполагаемого потребителя («героя»),  продумать возможный сценарий его жизнедеятельности,  определить набор элементов суперкресла,  их формы и взаимосвязи.
Особое внимание уделить  функциональной и композиционной интеграции «сложного целого» из отдельных элементов, выбору материалов, конструктивным решениям.
Визуальные и композиционные характеристики объекта (конфигурация, масса, ритм, членения, цвет) связать с чувственно-тактильными характеристиками (жесткое - мягкое, теплое - холодное,  гладкое - шершавое и т.п.)

УСЛОВИЯ:

Объект располагается в некоем закрытом жилом пространстве (условно - большая комната). Он может быть как жестким, так и трансформируемым - с откидными,  выдвижными и т.п. элементами. Габариты суперкресла должны соответствовать антропометрическим параметрам и опираться на здравый смысл. Суперкресло обеспечено электричеством и предполагает местное освещение,  равно как и использование любых электронных систем.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

макет в масштабе не менее 1:5 в произвольных материалах и конструкциях
рисунки и чертежи в объеме и масштабах, необходимых для полного представления о композиционной и конструктивной структуре объекта; 
детали и узлы, текстовые комментарии.
чертежи и рисунки на листах формата А2 на жестком основании.

25 сентября,  среда — выдача задания 02а,  обсуждение проблемы
2 октября,  среда — представление анализа,  групповое обсуждение, выдача задания 02б
5 октября,  суббота — представление концепции,  групповое обсуждение
9 октября,  среда — индивидуальные консультации
12 октября,  суббота — индивидуальные консультации
16 октября, суббота — сдача проекта,  оценка,  критический анализ,  обсуждение

СУПЕРКРЕСЛО  /
Дмитрий Барьюдин
СУПЕРКРЕСЛО "ПОЗВОНКИ"  /
Наталия Зайченко
СУПЕРКРЕСЛО  /
Лена Мануилова
Суперкресло  /
Елизавета Семенова