Интерьер ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО
1998 год 3 курс, 5 семестр
Руководители: В.Р. Раннев, Е.В. Асс

ПРОБЛЕМА

В архитектуре понятие «интерьер» связано с содержанием и организацией пространства внутри зданий. Внутреннее пространство зданий обычно расчленено на ряд помещений по функциональным и качественным признакам - комнаты,  залы,  холлы,  коридоры и пр. Интерьеры пространственно связанных помещений являются частями целостного композиционного решения,  и,  в тоже время,  обладают индивидуальными чертами. Архитектурное решение интерьера подчиняется как функционально-типологическим особенностям помещения,  так и эстетическим установкам,  отражающим дух времени или определенную стилевую тенденцию. 

Интерьер воспринимается в целостности и единстве его характеристик. Однако для профессионального освоения механизма формирования интерьера как художественного целого полезно проанализировать принципы сложения этого целого из отдельных компонентов. 

Первый компонент - это пространственная форма-оболочка интерьера,  его физические границы и материальное обрамление. Форма-оболочка определяет характерные качества ограниченного пространства - его абсолютную величину, геометрическую форму,  расчлененность на участки (крупная пластика), статичность - динамичность,  степень изолированности,  распределение естественного света.

Второй компонент - декор  ограждений,  т.е. оформление и деталировка отдельных плоскостей и конструктивных элементов формы-оболочки - стен, опор, потолков,  полов и т.п. Форма и материал  ограждений,  их пластическая и цветовая обработка,  характер деталей во многом предопределяют индивидуальные образные черты интерьера.

Третий компонент интерьера - его предметное наполнение (оборудование и мебель) характеризуют функционально-типологическое содержание среды. Форма и материал элементов оборудования,  их группировка в пространстве существенно влияют на образные и функциональные качества интерьера. 

Архитектурная проблема проектирования интерьера распространяется на все уровни освоения пространства - создание самой пространственной формы,  трактовка ее границ вплоть до деталей,  разработка предметного наполнения и расположение вещей в пространстве. 

В этом проекте вы столкнетесь с жесткими пространственными и техническими ограничениями,  с реальностью контекста. Практикующий архитектор чаще всего работает именно в такой ситуации,  будь то работа в городской среде или в интерьере.  Такие ограничения следует рассматривать не как тормоз,  сковывающий творческое воображение,  а,  напротив,  как источник и импульс порождения яркой и неординарной архитектурной концепции. 

 Вы также столкнетесь с проблемой развитой функции - т.е. с совокупностью разных жизненных процессов,  протекающих в одном пространстве. Каждый из этих процессов предполагает свои собственные формы пространственной организации,  свои типы предметного обеспечения. В тоже время все этим процессы взаимосвязаны и перетекают один в другой. Оригинальное функционально - типологическое решение  может придать интерьеру своеобразные индивидуальные черты.

 

Проект выполняется в два этапа.

ЭТАП 1: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕРЬЕРОВ

Вам предлагается провести сравнительный анализ интерьеров двух помещений,  типологически однородных,  но отражающих различные стилистические установки.  

Вам предстоит:

- посетить предложенные объекты,  провести натурные наблюдения,  

- зафиксировать в текстах и зарисовках свои непосредственные впечатления, 

- проанализировать архитектурные средства,  порождающие эти впечатления,  

- оценить,  по возможности точно,  физические параметры объекта,  

- попытаться реконструировать проекции интерьера (план,  разрез,  развертки) в масштабных рисунках и схемах.

Анализ должен охватывать все компоненты интерьера,  а именно:

- параметры и геометрию формы,  

- раскрытие функции в данной форме - движение,  положение оборудования,  освещение, 

- композицию пространства - доминанты,  акценты и фон,  направленность движения,  композиционные средства,  

- декор ограждений - материал,  цвет,  детали,  взаимосвязи отдельных элементов ограждений, 

- оборудование - стандартное,  индивидуальное,  форма,  материал,  

- освещение - естественное и искусственное,  распределение в пространстве,  характер и тип,  общее,  локальное,  

- особенности стилистики,  композиционная целостность.

Следует проанализировать композиционные и типологические особенности интерьеров и истолковать применение тех или иных архитектурных средств в функциональном,  эстетическом и общекультурном аспектах. Вместе со своим напарником вы должны обследовать и проанализировать оба объекта типологической пары,  обращая внимание на их сходства и различия. Оба объекта должны быть рассмотрены по единой методологической схеме и материалы анализа представлены в сопоставимой форме.

 

ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА

 

1-2. МЕТРО / перонные залы

1.станция «Кропоткинская»

арх. А. Душкин,  Я.. Лихтенберг,  1935г.

2. станция «Кожуховская»

арх. Метрогипротранс,  1980г.

 

3-4. МУЗЕЙ / выставочный зал

3. Музей им. Пушкина,  итальянский дворик

арх. Р. Клейн,  1898- 1912гг.

Волхонка,  12

4. Музей В.Маяковского

арх. А.Боков,  худ. Е.Амаспюр,  1988г.

Мясницкая ул.,  угол Лубянской пл.

 

5-6. РЕСТОРАН / обеденный зал

5. Ресторан «Архитектор»,  ЦДА

арх. М.Мержанов,  А.Власов,  1940г

Гранатный пер. 5

6. Ресторан «Атриум»

арх. А.Бродский,  И.Уткин,  Е.Монахов,  1988г.

Ленинский проспект,  44

 

7-8. МАГАЗИН / торговый зал

7. Магазин «Империал»

арх. М.Филиппов,  1998г.

Тверская ул.,  28 / подвал

8. Магазин «Арсенал»

арх. Д.Винниченко,  Н.Сидорова (бюро АБД), 1997

ул. Пресненский  вал,  36

 

9 -10. ОФИС

9. Компания «Сергей Киселев и Партнеры». 1996

5й Монетчиковский пер., 3

10. Компания «АБД»,  1997г.

Бобров пер.,  22

 

11. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

11. Зал Центрального дома архитектора

арх. А.Власов,  1940

Гранатный пер.,  5

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ:  Результаты анализа представляются графически и текстуально на одном или двух листах (оба объекта вместе или порознь) в объеме и манере, наиболее полно и точно характеризующих объект. Важной частью представления является подготовленный доклад,  который должен  точен и краток.

Работа по анализу выполняется самостоятельно,  без консультаций

ЭТАП 2: ПРОЕКТ

 

Вам предлагается разработать проект интерьера небольшого операционного или торгового зала внутри существующего здания,  Вам предстоит организовать композиционно целостную и художественно содержательную общественную среду,  обеспечивающую наилучшие условия для заданных жизненных процессов. Оставаясь в пределах заданного пространства вам надлежит определить форму и местоположение зала,  определить его собственную композиционную и функциональную структуру,  пользуясь разнообразными средствами архитектуры и дизайна. В процессе работы над проектом вы должны установить типологические параметры объекта,  такие как технология,  нормали площадей и их соотношения,  типы оборудования и принципы их размещения,  требования к материалам,  освещению и т.п. Одновременно следует сосредоточить внимание на образно-пластической концепции интерьера и разработать ее от общего замысла до деталей.

 

УСЛОВИЯ: Пространство,  предложенное для размещения магазина или турагентства расположено в 1-м этаже реального дома в центре Москвы. Здание построено в 1912 году в характерной для того времени эклектической стилистике. Стены здания - кирпичные,  перекрытия - по деревянным балкам с опорой на продольные стены. Для обеспечения связи зала с отметкой тротуара,  а также при обоснованной необходимости уровень пола может быть изменен. Лестница входа может располагаться как внутри здания,  так и снаружи. Вход в зал должен быть предусмотрен с тротуара в пределах габаритов существующих оконных проемов. Служебный вход предусматривается со стороны заднего двора. Площадь залов для проектирования - примерно 100 кв.м. Остальное пространство занимают служебные,  складские и технические помещения. В целях упрощения учебного задания эти помещения в проекте не разрабатываются,  однако функциональные связи между ними и залами должны быть продуманы.

 

функция а. информация

процесс - ознакомление посетителей с деятельностью агентства,  маршрутами,  услугами и пр.

оборудование - выкладка рекламной продукции,  экспозиция плакатов,  аудио-визуальное оборудование (слайды,  видео),  компьютеры,  места для клиентов.

функция б. консультации

процесс - беседы посетителей с консультантами агентства,  получение дополнительной информации и рекомендаций, 

оборудование - места для консультантов и посетителей

функция в. обслуживание

процесс - продажа и бронирование путевок,  ваучеров,  билетов и т.п.

оборудование - рабочие места операторов,  в том числе главного 

администратора,  с компьютерами,  стеллажами,  шкафами и др. офисным оборудованием,  места для обслуживаемых клиентов,  места для ожидания.

 

Туристическое агентство может быть как широкого профиля,  так специализированным - морские или речные круизы,  определенные страны и регионы,  экзотика,  охота и т.п.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. План интерьера с расстановкой оборудования М 1:50   

2. Аксонометрия зала М 1:20

3. Развертки,  детали и др. М 1:20  4. Перспективные рисунки интерьера  с различных точек

 

Окончательный набор материалов для представления,  масштабы и способ подачи будут уточняться в процессе работы и по ходу консультаций.

 

25 ноября,  среда - выдача задания

2 декабря,  среда - представление работ по анализу,  доклады,  обсуждение

9 декабря,  среда - представление концепции,  групповое обсуждение

12, 16, 19, 23 декабря  - индивидуальные консультации

26 декабря,  суббота - сдача проекта,  обсуждение,  оценки