Здание-улей ЗАГОРОДНЫЙ ПАНСИОНАТ
2007 год 4 курс, 7 семестр
Руководители: Е.В. Асс, Н.В. Токарев

ПРОБЛЕМЫ

1.    Временное жилище.
Создание жилища, крова – базовая задача архитектуры, причина ее возникновения и существования. Жилье по определению рассчитано на долгий срок – сравнимый с продолжительностью человеческой жизни. Но сегодня человек легко перемещается, все больше времени проводит вне дома, поэтому грань между постоянным и временным стирается. Временное жилище предназначено для «человека вообще», его индивидуальность принадлежит не конкретному человеку, а брэнду, как автомобиль или фирменный поезд. Гостиница находится между автономным и индивидуальным жилищем (домом) и жилой ячейкой современного кочевника, местом, где можно поспать и подключить ноутбук (plug-in architecture). Чем меньше необходимо человеку в его непосредственном окружении (гостиничный номер), тем острее его потребность в  контактах с внешним миром (гостиничное и городское обслуживание, окружающая природа в загородном отеле, телевидение, интернет и т.п.)

2.    Гостиничный номер – минимальная жилая ячейка.
Проблема гостиничного номера в достижении комфорта на ограниченной площади с учетом того, что человек живет в гостинице временно – от одного дня до нескольких недель. Необходимый набор удобств  определяется в равной степени биологическими и культурными  факторами. Притом, что размеры человеческого тела и базовые физиологические  потребности для всего человечества примерно одинаковы и могут быть научно обоснованы,  в каждом отеле формируется собственный стандарт потребления в зависимости от его назначения, ценовой категории и архитектурного замысла: туристический, курортный, семейный, деловой. Кроме своего бытового назначения, гостиничный номер является воплощением специфического образа жизни.

3.   Структура из однородных элементов. Значение отдельного элемента в составе целого
Типологическая особенность здания гостиницы заключается в том,  что оно в основном состоит из повторяющихся стандартных ячеек (номеров). Мелкомодульная ячеистая структура во многом предопределяет архитектурную форму гостиницы. Соответственно главная проблема связана с пространственной организацией этих ячеек в ряды и/или группы  вокруг объединяющей их системы горизонтальных и вертикальных  коммуникаций (лифты,  лестницы, коридоры,  галереи,  атриум и т.п.). Не менее важна при этом и структура самих ячеек,  как с точки зрения комфорта проживания,  так и с точки зрения их оптимальной компоновки. Впервые перед нами стоит задача одновременной работы в двух масштабах: проектирования целого (здания) и части (номера). При этом  как особенности здания будут влиять на устройство номеров, так и нюансы планировки номера отразятся  на структуре целого. Конструктивная схема здания должна учитывать сочетание в одном объеме многочисленных мелких  ячеек с достаточно крупными общественными пространствами и паркингом в  нижних этажах.

4.   Здание в городском контексте.
Впервые мы работаем в плотном городском окружении, в историческом городе, с которым новое здание неизбежно вступает во взаимодействие, как правовое, так и художественное. Строительство в городской среде издревле подчинено системе ограничений, создающих равные условия для всех застройщиков и жителей города, своего рода «правилам вежливости» по отношению к соседям. В связи с этим возрастает значение предпроектного анализа, позволяющего сформулировать эти ограничения на ранних этапах проектирования. Структурные и пластические взаимоотношения с окружением могут варьироваться от «средового подхода», подчинения окружающей застройке до контрастного противопоставления нового здания своему окружению.

5. Ландшафт: две природы. Архитектура возникла и существует как «вторая природа», как средство защиты человека от враждебного окружения «первой природы»: холода, непогоды, диких зверей. В современном мире архитектура одерживает полную победу. Но погруженный в естественное окружение отель неизбежно вновь ставит вопрос о соотношении "первой" и "второй" природы. Насколько активно его вторжение в существующий ландшафт? Преобразует ли архитектура окружающий пейзаж, существует ли параллельно и независимо от него, вступает ли в симбиоз с природными формами. Выведенная из жестких рамок городского строительства, архитектура обретает шанс освободиться от изначально присущего ей соперничества с природой.

ЗАДАЧА

ЗАДАЧИ: Спроектировать  гостиницу/пансионат,  решая в ходе проектирования следующие взаимосвязанные задачи:

1. градостроительные
    - изучить ситуацию (в натуре или по предоставленным материалам)
    - определить проектные ограничения - градостроительные и нормативные
- определить место здания в городской/природной среде,  его положение на участке,  планировочные и  функциональные связи (подходы,  подъезды  и пр.)
- определить габариты и геометрическую форму здания,  соответствующую участку и окружению
2. типологические
- определить принципиальную типологическую схему здания  
- разработать планировку типового гостиничного номера
- сформировать соответствующую выбранной типологии и особенностям номеров структуру здания по горизонтали   (поэтажная планировка) и по вертикали (система вертикальных коммуникаций)
3. планировочные:
- в рамках определенных габаритов здания и  выбранной типологической схемы разработать планировки этажей с полным набором номеров и других помещений,  предусмотренных программой
4. конструктивные
- определить  конструктивную схему и материалы строительства,  соответствующие типологическим и пластическим характеристикам здания (несущие стены - кирпич,  монолит, панели,   каркас - навесные стены,  заполнение,  др.)
5. формальные
Работа над архитектурной формой интегрирует все вышеперечисленные задачи.
- определить архитектурную форму здания во всех аспектах - внешняя форма и интерьер,  части и целое,  масштаб и структура,  материалы и детали,  цвет и фактуры и т.п.

УСЛОВИЯ

Пансионат. Пансионат категории *** располагается в горах недалеко от г. Сочи и предназначен для круглогодичного проживания спортсменов и туристов (зимой лыжный и санный спорт, летом туризм). Участок расположен на берегу горной реки в непосредственной близости от горнолыжных трасс.
Этажность - в зависимости от концепции. Возможна переменная этажность.
Первый этаж  - главный вход,  вестибюльная группа и общественные помещения. (Частично общественные помещения могут располагаться на втором и других этажах). Служебные входы и подъезды для загрузки кухни,  прачечной и др.
Подвал - обязателен для размещения технических  и вспомогательных помещений  (прачечная,  кладовые и т.п.).
Вертикальные коммуникации - лестницы в количестве и в конструкциях,  обеспечивающих комфорт и соответствующих противопожарным нормам.
Лифты  - в нормативном количестве  обязательны при любой этажности.
Предусмотреть необходимые условия для передвижения инвалидов и престарелых. 
Благоустройство -. предусмотреть благоустройство участка, места для отдыха, стоянку для машин постояльцев и служебных машин.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ЭТАП 12а. АНАЛИЗ ПРОТОТИПОВ
ЗАДАЧА: провести анализ зданий аналогичной функциональной типологии.
Анализ прежде всего должен быть направлен на выявление типологической характеристики здания и взаимосвязей

      между пространственной структурой здания и функциональной программой,
      организацией проживания в нем
-     между планировкой номеров и характером гостиницы
?    между внешней формой и пространственной структурой
а/ структурно-пространственная организация и внутреннее пространство
-    набор помещений и соотношение площадей
-    типологические характеристики функциональных зон
-    система внутренних пространственных и функциональных связей,  коммуникации.
-    принципы организации и пространственная форма
б/  внешняя форма
-    соотношение внешней формы и структурно-пространственной организации: проявленность-непроявленность внутренней структуры и типологических различий отдельных элементов
-    структура формы,  масса,  геометрия,  силуэт,  расчлененность
-    наружные ограждения,  фасады (организация,  материалы)
в/ конструкции
-    конструктивная схема,  тип конструкций
-    соотнесенность конструкций со структурно-пространственной организацией целого и частей
-    проявленность конструкций во внешней форме и внутреннем пространстве
г/ авторская концепция
-    идейные предпосылки,  источники формообразования,  стилистические особенности

Объекты для анализа (выполняется в группах по 2 человека)

-    Марианна Буркхалтер и Кристиан Суми, отель «Цюрихберг», Цюрих, 1995
-    Жан Нувель, отель «Снт-Джеймс», Бордо, 1987-1989
-    Маттео Тун, апарт-отель в Алгунде, Австрия, 2004
-    Кишо Курокава, башня «Нагакин», Токио, 1972
-    Рем Коолхаас, ОМА, отель в Агадире, проект 1994
-    Марианна Буркхалтер и Кристиан Суми, отель в Веймаре

представление работ по анализу прототипов:
-    графические схемы с текстовыми пояснениями на листах формата А1, включая:
-    ситуационный план с указанием проездов, подходов и пр.
-    схематическое изображение структурно-типологической концепции
-    схема планировки этажей с обозначением функциональных зон, групп, коммуникаций
-    схемы разрезов, фасадов, конструкций, деталей и т.п.,
-    планировка номера

ЭТАП 12б.  АНАЛИЗ УЧАСТКА
     
ЗАДАЧА: провести анализ участка по следующим параметрам
-    участок в системе города/ландшафта,  его функциональная и композиционная роль;
-    транспортные и пешеходные потоки, доступность участка;
-    планировочная и объемная структура прилегающей территории,  место участка в этой структуре, 
-    окружающая застройка/природное окружение,  морфологические особенности,  характер,  функции;
-    визуальные связи участка,  дальние и ближние дистанции восприятия;
-    топография участка,  рельеф,  растения,  границы, размеры, ориентация;
-    как итог анализа: система ограничений, задаваемых участком

представление работ по анализу участков (выполняется в группах):
-    графические схемы по каждому из аспектов анализа в масштабе 1:500;
-    зарисовки участка и окружения с натуры;
-    текстовые комментарии;
-    рабочий опорный макет участка в масштабе 1:200 (выполняется всей группой)

ЭТАП 12в.  РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ ОТЕЛЯ
ЗАДАЧА. Разработать рекламный плакат вашего отеля, включающий название, рекламный слоган, отражающий специфику проекта, изображение внешнего вида здания (желательно в природном или городском контексте) и/или интерьер номера
       
представление работ:
?    плакат на листе формата А2

ЭТАП 12г. ЭСКИЗ ПРОЕКТА
ЗАДАЧИ этого и следующего этапа: уточнение концепции и последовательная углубленная разработка проекта.
представление эскиза проекта
-    генплан М 1:500,
-    планы,  разрезы,  фасады в М 1:200 на кальках в едином блоке.
-    эскизные предложения по композиции и форме окончательной подачи.

ЭТАП 12д. ПРОЕКТ
ЗАДАЧА: Завершение разработки проекта на основе эскиза в полном объеме включая градостроительное,  объемно-планировочное,  фасадное и конструктивное решение,  а также разработку архитектурных фрагментов и деталей.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

1. ситуационный план М 1:1000 (генеральный план в М 1:500 для пансионата)
3. планы неповторяющихся этажей М 1:200;
4. разрез(ы) с проработкой конструкций 1:100;
5. фасады М 1:100
6. план и разрез типового номера с расстановкой мебели 1:50, перспектива интерьера
7. развертки по улицам 1: 200 (для городской гостиницы)
8. макет 1:200

окончательный объем представления проекта определяется в процессе консультаций

ГОСТИНИЦА "ЛЫЖНЯ"  /
Светлана Васильева